Всем известно, что на ФФиЖ часть группы журналистов набирается по специальности фотодизайн. То есть предполагается, что люди умеют уже держать в руках фотоаппарат. Правда, получается это не всегда и не у всех, но… Все-таки есть таланты, есть! Хочется рассказать об уникальном человеке, который не просто умеет держать в руках фотоаппарат, но делает это мастерски. Знакомьтесь: Анна Зайкова.
Склонность к путешествиям и желание запечатлеть увиденную красоту вложили в ее руки старенький, отцовский фотоаппарат, заставили прочитать все инструкции к ”Зениту”, кучу специальной литературы и, наконец, чтобы свести знания в систему, привели в фотостудию “Сюжет” при АКДЮЦ. А там Аня занялась художественной фотографией. Потом прошла череда выставок, начиная с 94-го, до последней под названием “Мой мир”, которую всего неделю назад открыли в АКДЮЦ и где Аня своей работой набрала самое большое количество баллов.
– Я решила для себя -это последняя выставка. Хватит. Уровень надо менять. Плавно не получается. Значит надо резко и надо подумать, как это сделать. Мне было интересно ходить по улицам, подмечать детали и показывать людям то, что они не замечают. Я очень люблю снимать пейзажи. Тут надо толком выбрать точку, сам ты ничего не инсценируешь. Натюрморты – это конструирование. Но самое сложное, и как раз то, чем бы я хотела заниматься -портреты. Люди не всегда бывают сами собой, а поймать надо тогда, когда они выдают себя, становятся естественными. Вообще, зачастую возникает определенный психологический барьер перед камерой. Его необходимо преодолеть.
– Ну, а сама ты любишь сниматься?
– Нет! Не знаю фотографа, который любил бы сниматься. Я ведь знаю силу объектива. Ведь поймают в тот момент, когда ты открыта. А открываться не хочется… Хотя именно фотографу проще быть моделью – нет зажатости перед камерой.
– Знаю, что ты работаешь в газете “Свой Дом” и, видимо, приходится и писать, и фотографировать. Как это сочетается? Что больше нравится?
– Писать, конечно, труднее. И вот знаешь, мировоззрение, сформированное работой с камерой, где в кадре главное – эмоция, наглядность; несколько противоречит мировоззрению журналиста-газетчика, где все- таки нужно логически развернуть мысль, обратиться к разуму читателя. Иногда в газете предлагают сделать не всегда то, что мне нравится. Но это ремесло. И оно мне пригодится. Хотя я не рационалист. И очень хочется делать только то, что нравится.
Кто из фотографов тебе нравится? На кого бы ты хотела равняться?
Есть французский фотограф Анри Картье Брессон. Он один из основателей известным на весь мир фотоагентством “Магнум”. Его особенность в том, что он не кадрирует. Работает так, чтобы минимум кадра урезать при печати. В жанровом снимке бесподобен Борис Брязгин. А фотоальбомы Садчикова, фото- корра ИТАР-ТАСС о Барнауле и Алтае известны и любимы всеми жителями края. А еще мне нравится Йозеф Судек, однорукий чешский фотограф. Он снимает натюрморты и пейзажи. У него была целая серия “Из окна моей мастерской”. Снимки у него получаются мягкими. Он любит солнце и свет в фотографии. И мне тоже нравится делать их такими. А когда снимаешь против солнца, все обретает светящийся ореол и кажется сказочным.
Беседовала Анна Комаровская
На снимке одна из художественных работ Ани Зайковой

