День соцработника

Человеку нужен человек: рассказываем о профессии соцработника и студентах

8 июня в России – День социального работника. Этот праздник еще молодой, ведь сама профессия у нас появилась в 1991 году.

Хотя еще Петр I в 1701 году принял указ о создания государственной системы социальной защиты.

В нашей стране специалистов по социальной работе готовят в 120 вузах, в том числе и в Алтайском госуниверситете. Светлана Георгиевна Чудова, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной и молодежной политики ИГН, рассказала «ЗН» о профессии и студентах, которые активно участвуют в социальных проектах.

– Почему эта профессия важна?

– Знания, полученные на нашем направлении, уникальные и важные для каждого человека. Как правильно преодолевать конфликты, общаться, ладить с разными людьми. Даже есть выражение, что лучших жен готовят на социальной работе: они знают, как преодолеть сопротивление, наладить доверительные отношения. Это фундамент для жизни, всем бы эти знания!

Социальный работник – выпускник СПО – тот, кто оказывает социально-бытовые услуги. А в АлтГУ выпускают именно специалистов. Государство большое внимание уделяет социальной политике, в связи с чем количество бюджетных мест на эту специальность ежегодно увеличивается: в 2022 году предусмотрено 20 очных, 17 заочных мест для будущих бакалавров социальной работы. Также 20 бюджетных мест в магистратуре по профилю «организация и управление в социальной работе», где готовят управляющих. Такие специалисты востребованы в социальной сфере. В Алтайском крае более 100 учреждений социального обслуживания различной направленности.

– Что нужно знать, чтобы суметь помочь людям?

– Профессия относится к категории поддерживающих. Для того чтобы грамотно помочь, нужно изучить конфликтологию, психологию, теорию и историю социальной работы, технологию соцработы и другие дисциплины. А из личных качеств, которые должны присутствовать у соцработника: эмпатия (понимание чувств и проблем другого человека), милосердие, терпение, тактичность, деликатность. Добрый ум и умное сердце. Помноженные на три.

– Поделитесь секретом: как наладить контакт с любым человеком.

– Это фундаментальные качества: принимать человека таким, каков он есть, уважать и относиться так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе. Как бы банально не звучало, но это истина.

Каждому человеку нужно, чтобы его любили, понимали и уважали.

– Можно ли помочь всем?

– Нет. Не все социальные болезни, как и соматические, поддаются лечению. Есть безнадежные случаи. И понимание этого помогает специалисту выжить. Кто думает, что может помочь всем, обычно разочаровывается и винит себя в том, что не смог кого-то спасти.

Это приводит к выгоранию и другим негативным последствиям. Бывают случаи, когда человеку, который помогает другим, и самому нужна помощь. Для этого есть служба супервизии – профессиональная поддержка специалистов.

– А где наши студенты получают опыт?

– После окончания каждого курса студенты проходят практику.

Но есть и социальные проекты, участие в которых учат гораздо большему. Например, больничная клоунада: в Егорьевском доме-интернате наши студенты ставят театрализованные представления, занимаются с детьми-инвалидами. Это колоссальный опыт, школа жизни.

– Какие еще проекты вы реализуете?

– Студенты активно принимают участие в разных социальных проектах. Последние два года мы стали работать с такой непростой целевой группой, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это третья миссия университета – содействие развитию гражданского общества и социальной ответственности.

Посещая детские дома, студенты учатся коммуницировать, развивают надпрофессиональные компетенции, критическое мышление и гибкие навыки.

Факты и мнения

Первый проект – программа «Поколение выбор» Благотворительного фонда «Открывая горизонты» по согласованию с Министерством образования и науки Алтайского края. Она призвана помочь ребятам из центров помощи детям выработать универсальные навыки, расширить социальные связи и определиться с профессией. В Барнауле четыре центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в Алтайском крае их 22.

Как отмечает С. Г. Чудова, социологи не занимаются мандариновой благотворительностью (так называют попытку материально восполнить детям в детских домах пустоту:

мандаринами, конфетами, подарками). Волонтеры проводят время с детьми, становятся их друзьями. «Я так горжусь ими, когда наши студенты открывают себя с новой стороны, делятся теплом с другими!» – говорит Светлана Георгиевна.

Виктория Полякова, студент-социолог:

– В рамках программы мы проводили профориентационные занятия для ребят из барнаульских центров помощи детям, которые остались без родителей. На этих занятиях мы играли и дарили ребятам впечатления, которых им так не достает. Этот проект дал мне не только неповторимый опыт, но и знакомство с неравнодушными людьми.

Второй проект – «Вектор развития для детей-сирот» на грант губернатора Алтайского края. В рамках данного проекта по разработанной авторской программе студентов-волонтеров и преподавателей кафедры организована работа по развитию гибких навыков у воспитанников барнаульских центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Вадим Ручьев, студент-лингвист:

– Я учусь на лингвиста, а не на социолога, но полученный опыт кажется мне очень ценным, а проведенное время – интересным. Решил поучаствовать в проекте, потому что это показалось отличной возможностью попробовать себя в чем-то новом. Такая деятельность развивает стрессоустойчивость и помогает в целом лучше понимать мир. Я не ожидал этого, но, кажется, дети дали мне больше, чем я им. За три месяца участия в проекте научился принимать, в том числе, и себя, стал спокойнее и счастливее.

Александра СМОЛЯНИНОВА

494 просмотров