В преддверии Дней молодежной науки, которые стартовали в АлтГУ 20 апреля, «ЗН» решила порассуждать, зачем современному ученому, живущему в эпоху большой науки, нужна академическая философия.
Философия формирует научный этос. Сегодня самой популярной областью философии, как ни странно, является этика. Еще в середине XX века социолог Роберт Мертон ввел понятие «этос науки», которое служило не только идеалом морального поведения исследователя, но и объясняло, какие именно ценности воодушевляют людей заниматься наукой сегодня. Научному этосу присущи такие черты, как универсализм, бескорыстие, коллективизм и организованный скептицизм. Это означает, что оценка научного результата должна исключать любые социальные предрассудки и саму возможность дискриминации; на результаты исследования не должны влиять какие-либо ненаучные интересы; исследователям необходимо рассматривать себя как людей, вносящих вклад в общую базу данных научного сообщества. Ученый должен верить в свои силы и при этом обязан быть критичным не только к работе других, но и к собственным достижениям. Каждый ученый нуждается в этике еще и постольку, поскольку он остается человеком, живущим в обществе, имеет свое обоснованное мнение о справедливом распределении благ, допустимости некоторых экспериментов, правах животных, примате морали над законами и так далее.
Философия помогает искать и решать научные проблемы. Во все времена философия была нужна ученым по своему прямому назначению: для правильной постановки научных проблем и поиска их решений. Безусловно, она не заменит собой эксперименты на Большом адронном коллайдере или, например, археологические раскопки. Однако мы знаем, что результаты передовых научных исследований сами часто приводят к постановке философских вопросов. Имеет ли наш мир начало и конец в пространстве и времени? Есть ли у жизни определенная причина или она возникла случайно? Как вообще возможно наше знание о вещах? Философское знание всегда стремится ответить на метафизические вопросы – выходящие за рамки окружающего нас мира, повседневной жизни и привычных забот. Отсюда философия существует и в форме свободных рассуждений ученых на переднем крае своей науки, развитие которых подчас приводит к смене парадигм и научных картин мира. Философия – это искусство действовать на «метауровне», то есть не просто что-то делать, а осмыслять, рефлексировать, подвергать деконструкции.
Философия учит говорить по делу. Иногда можно встретить точку зрения, что философия – это синоним пустословия, глубокомысленный бред или попросту софистические рассуждения. Действительно, у некоторых людей философия ассоциируется с возможностью говорить все что угодно. Однако пафос академической философии прямо противоположный – всегда взвешивать то, что говоришь, и не утверждать ничего лишнего. Здесь на помощь ученому всегда придут «бритва Оккама» (предупреждение о том, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые), «гильотина Юма» (из того, что есть, еще не следует, как должно быть), а также знаменитый тезис Л. Витгенштейна о языке науки «О чем невозможно говорить, о том следует молчать».
Философия развивает критическое мышление. Изначально «мышление» являлось философской категорией, ведь оно само по себе есть условие всякого знания, а в картезианском смысле – и основа нашего существования (cogito ergo sum). Традиции образования, основанного на развитии критического мышления у учеников, были заложены еще в Древней Греции в Платоновской академии и «Ликее» Аристотеля. Однако ключевые компетенции XXI века (критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация) также невозможны без формирования философского мировоззрения. Если в обозримом будущем нейросети и алгоритмы заберут у человека большую часть работы, значит, конкурентным преимуществом на рынке труда станут soft skills – качества и навыки, которые неизмеримы и автоматизации не поддаются, такие как креативность, эмпатия, гибкость, умение сотрудничать, создавать и презентовать свои идеи. Все это можно приобрести, получая классическое образование в Алтайском государственном университете.
Философия обучает академическому письму. Академическое письмо – это наука о построении текста как целостной, хорошо структурированной системы, в которой все подчинено достижению цели научной коммуникации. История развития академического письма начинается не с ХХ века, когда оно сформировалось как отдельная дисциплина, а вновь с Древней Греции, со времен софистов. При этом его связь с классической риторикой никогда не прерывалась, анализ аргументации автора и сегодня используется для определения качества научного текста. На каждом этапе работы с научным текстом: от констатации пробела в исследовательской области (science gap) и выдвижения гипотезы до обсуждения результатов и формулирования выводов – логика и теория аргументации способствуют академически грамотному построению материала, организованного так, чтобы другие ученые могли быстро находить в тексте нужную для себя информацию и использовать новое знание.
А. В. БУТИНА, доцент кафедры философии и политологии АлтГУ
В тему
О том, как подбирать журнал для публикации и писать научные тексты, вы можете узнать на методическом семинаре «7 шагов к подготовке научной статьи». Он пройдет 27 апреля в 11.20 ч. в ауд. 519М в рамках программы методической школы для молодых ученых «Шаг в науку».