#спросиученого

О быте солдат – в книге

Первое фото Марии Дубовской

Текст Александры Смоляниновой

В канун 23 Февраля Юрий Михайлович Гончаров, профессор кафедры отечественной истории ИИМО, совместно с учеником – выпускником Алтайского госуниверситета к. и. н. Сергеем Владимировичем Скобликовым – выпустили книгу «Повседневная жизнь нижних воинских чинов Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX века». О чем она, рассказывает автор.

– Я начинал свою научную деятельность с изучения купечества. Со временем заинтересовался и другими сословиями: мещанством, духовенством, чиновниками и… военными. Ведь в середине XIX века больше трети населения Барнаула были солдаты со своими семьями. Почему их так много, ведь Западная Сибирь – это внутренний регион России на то время? Выпустил несколько статей, затем дал моему соискателю соответствующую тему кандидатской диссертации. В 2017 году Сергей ее успешно защитил. И мы решили: расширить текст, добавить фактического материала, которого оказалось на удивление много, что и привело к написанию книги, – начал рассказывать Юрий Михайлович.

Про армию Российской империи, говорит Юрий Михайлович, написано очень много. Но в основном – про боевые действия, про тактику и подготовку, про офицерский корпус. А вот про быт солдат есть только отдельные статьи и упоминания в общих работах, и то преимущественно по Европейской России.

– Эти пробелы нужно было заполнить, что заняло у нас несколько лет. Исторических источников доступно очень много: законодательные акты, исторические очерки частей, написанные в то время, документальные публикации, архивные материалы Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Омска и Барнаула. Много сохранилось и приказов по военному ведомству, которые регламентировали тот самый быт (обмундирование, квартирование, питание и так далее) солдат. Интересны были мемуары. Наткнулся на воспоминания известного писателя-публициста Владимира Гиляровского совершенно случайно. Самая известная его книга «Москва и москвичи», он же написал «Марш Сибирских стрелков», он есть в приложении книги. Гиляровский, оказывается, в 1870-е годы служил вольноопределяющимся (это тоже категория нижних чинов). В своих воспоминаниях он оставил описание казармы, солдатской жизни в целом, – выделил автор.

– Западная Сибирь, как я уже отметил, тыловой район. Здесь и боевых частей не было, только конвойные и резервные – где осуществлялась подготовка и обучение солдат. Например, 12-й пехотный Сибирский резервный Барнаульский полк, казармы которого сохранились, сейчас здесь сейчас размещается БЮИ. Эти казармы построили в начале XX века.

Воинский парад у Петропавловского собора в Барнауле

И церковь Никольская – типовая полковая церковь (точно такая же, например, сохранилась в Пскове).

Полковой знак 42-го Сибирского пехотного полка, 1911 г.

Во время войн резервные части развертывались в боевые. Барнаульский полк, например, отлично себя проявил в Русско-японскую войну, за что был награжден Георгиевским знаменем. В память о тех событиях Коряковская улица нашего города, на которой располагались казармы, в 1911 году была переименована в улицу 12-го Барнаульского полка, или в просторечье в Полковую (с 1927 года улица стала Партизанской).

– Подавляющее большинство нижних чинов были русскими православными ребятами-сибиряками. Читал неоднократно в мемуарах офицеров и генералов, участников Русско-японской войны, что именно сибиряки из южной части Сибири – самые боеспособные и самые лучшие солдаты. А все потому, что менталитет такой: неприхотливы, выносливы, привыкшие к большим перепадам температур. Мой соавтор – офицер, поэтому мы решили остановиться на этой близкой нам обоим теме. Сейчас Сергей – кандидат наук, преподаватель одного из столичных вузов. Да и я сам служил срочную службу связистом в ВВС в Забайкалье и в Монголии два года и подтверждаю: сибиряки – самая надежная и стойкая часть армии. Мне это близко: какой быт солдат, какие шинели…

Армия России построена по единым законам, по единым приказам. В воспоминаниях Деникина, например, говорится: «По всей стране, и на севере, и на юге, солдаты носят одинаковые шинели». Кстати, фоном обложки книги неслучайно сделана именно ткань солдатской шинели!

– Самый любимый мой параграф – посвященный быту и условиям воинской службы. Хотя они все интересные!

А вот несколько фактов, которые удивили Юрия Михайловича во время работы над книгой.

Первое. Представьте, в XIX веке вес походного снаряжения солдат составлял 28 килограммов: запас сухарей, патронов, 1/6 часть палатки и т.д.

Второе. Интересно узнать и про питание солдат: долгие годы оно не было центрально организованным. Солдаты питались артелями, то есть из 20–25 человек взвода выбирали одного солдата, который закупал продукты и заведовал организацией приготовления пищи. И солдаты по очереди готовили на всю артель. Получалась некое подобие крестьянской общины, которая поддерживала русский общинный дух, коллективизм, чувство плеча. А в других армиях такого не было!

Третье. В начале XX века появились первые консервы – консервная промышленность развивалась специально с поощрения государства для снабжения войск. В иллюстрациях к книге есть фотография консервированных щей. Кстати, именно русский инженер Евгений Федоров придумал саморазогревающиеся консервы. В двойной банке содержались вода и негашеная известь – при повороте банки они соединялись, и банка разогревалась.

Консервированные щи

Четвертое. Сильно быт армии изменила Русско-японская война. На основе боевого опыта приняли некоторые важные решения, в том числе о снабжении солдат постельным бельем, а также о выдаче специального жетона при увольнении солдата.

Уволнительный жетон 42-го полка

Со временем, отмечает Юрий Михайлович, изменилось все, но осталось главное – дисциплина, муштра и система патриотического воспитания!

Таким образом, эта книга – новый взгляд на жизнь солдата в тылу в мирное время. «ЗН» рекомендует к прочтению!

510 просмотров

Related posts

Нейросети – прорыв в науке, искусстве и бизнесе*

Зачем науке философия?

Аркадий Шабалин