Самый главный волшебник – Дед Мороз. Без него и Новый Год не праздник, ведь именно Дед Мороз рисует волшебные узоры на окнах – вселяет в нас настроение наступающего чуда! Откуда пошла традиция верить в этого сказочного персонажа и ждать его подарков? Об этом «ЗН» рассказала Ксения Александровна Пожарская, канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории АлтГУ.
По словам Ксении Александровны, Дед Мороз – самый сложный и неизведанный учеными персонаж. Проследить историю возникновения мифического героя с посохом и в синей шубе очень непросто. Ведь его биография уходит корнями в славянскую мифологию, а, как известно, письменности тогда не было, что осложняет осмысление образа героя. Одно можно сказать точно: образ Деда Мороза строился на вечном противостоянии добра и зла. Ксения Александровна отмечает:
– Если в западноевропейской традиции Санта-Клауса связывают со святым Николаем, то образ Деда Мороза уникален. Долгое время шел процесс формирования типажа волшебника. В частности, у восточных славян была дихотомия в трактовке героя. Мороз представлялся как злая стихия, которую нужно задобрить: делать подношения, чтобы тот не морозил посевы. Им даже пугали детей. Второе понимание – положительное: Дед Мороз символизирует прародителя, который защищает своих потомков и требует уважения.
Заметим, русские крестьяне и думать не могли, что позже их потомки будут верить в такого зимнего героя. Ксения Александровна рассказывает:
– Образ Деда Мороза, который бытует сейчас, возник в 1930-х годах. В этот период начинает формироваться литературное амплуа персонажа, которое строится на фольклорно-бытовых представлениях. Впервые Мороз Иванович встречается у Владимира Федоровича Одоевского в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея». При этом календарно герой Мороз Иванович привязан к весне, а не к зиме. В сказке Мороз Иванович – положительный герой, который предупреждает о грядущих морозах. А живет он в колодце и по домам не ходит. Наоборот, дети приходят к нему за подарками.
Еще Деда Мороза можно встретить в поэмах Некрасова. Там он воплощается в образе волшебника, который оберегает урожай: покрывает землю снежным одеялом. А еще призывает людей к здоровому образу жизни, велит ходить гулять, кататься на коньках и санках, играть в снежки. Примечательно, что изначально Дед Мороз был участником не частных, а публичных праздников. То есть приходил он на коллективные народные гулянья. Наряду с формированием образа Мороза в жизни людей появились новые традиции: ставить елку и дарить подарки на Новый год.
– Наряжать елку было принято в Европе, в Германии. В Россию традиция придет благодаря немецким путешественникам и немецким принцессам. Но замечу, что еще Петр I стремился перенять этот ритуал, но безуспешно. Елка на тот момент так и осталась символом поминального обряда для людей.
С приходом этой традиции у Деда Мороза появляется еще один образ: хозяин елки. Стоит отметить, что всем полюбившегося героя не сразу назвали Дедом Морозом, использовались такие варианты: Дедушка Николай, Елкич, добрый Морозко, рождественский дед, елочный дед. Ксения Александровна говорит:
– После того как люди определились с именем персонажа, определились и его полномочия, внешний облик. Сначала Деда Мороза будут изображать в белой шубе, позже в синей. Зимой он будет господствовать на земле, приносить подарки и радовать детей, летом уходить в далекие сибирские тундры – на север. Все атмосферные явления люди станут связывать с его проделками. А со временем придумают еще одного новогоднего персонажа, его внучку – Снегурочку. Тут тоже возникает концептуальная неясность, ведь детей у Мороза нет, а внучка есть. И в этом – отличие нашего Деда Мороза от западного Санта-Клауса. Сегодня трудно отличить Санта-Клауса от Деда Мороза.
– Санта имеет сходство с Дедом Морозом, но все же и отличий немало. Например, европейский Санта напрямую связан со святым Николаем, его биография даже воспроизводится в обрядах волшебника: по преданиям Санта-Клаус кладет подарки в носок, похожий факт есть в житии святого Николая. Есть легенда, что святой Николай однажды спас трех девушек от голода. Пробрался к ним в дом ночью и положил в носки деньги. У Деда Мороза же такого обряда нет. Сейчас Деда Мороза также одевают в красную шубу, хотя его родная – синяя. И ездит он не на оленях. Даже придумали ему родину Великий Устюг, что, разумеется, выдумка. Удивительно, но кто-то не понимает этого.
По словам Ксении Александровны, до революции в России важнее было Рождество. Новый год стал популярен уже в советское время.
– В XIX веке Новый год был сугубо детским праздником, и Деда Мороза никто не ждал, потому как дети знали, что подарки готовят родители. Замечу, елку разными вкусностями наряжали только дети, так было принято. Законодательно Дед Мороз стал символом Нового года только в 30-е годы. Именно тогда вышло постановление ЦК ВЛКСМ, в котором прописывалась вся обрядовая часть праздника.
Алина ФОМЕНКО
Фото Марии ДУБОВСКОЙ