В четверг, 22 сентября, в зале ученого совета АлтГУ выступил Виталий Товиевич Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, известный ведущий, автор телепрограммы «Что делать? Философские беседы». Студентам ИГН он рассказал о себе, современной журналистике и журналистах.
Прежде чем начать мастер-класс, Виталий Третьяков заметил, что на Алтае он не впервые: «Был как-то ночью в Барнауле в сорокаградусный мороз». После лирического отступления почетный гость Алтайского госуниверситета обратился к слушателям, отметив, что с нетерпением ждет вопросов: ведь журналистика – это искусство задавать вопросы. Но сначала, уточнил Виталий Товиевич, немного о себе и своей профессии.
– В МГУ я читаю курс лекций «Как стать знаменитым журналистом». И могу сказать, что мое представление, что такое журналистика, расходится с тем, как ее принято понимать во многих других университетах, в том числе в моей альма-матер. Скажем, кто из вас смотрел фильм Герасимова «Журналист»? Когда я посмотрел его школьником, то был свято уверен, что профессия журналиста именно такая, как в кино. Но уже потом, когда сам стал журналистом, понял: ничего подобного! Я рассказываю своим студентам о реальной журналистике.
По мнению Виталия Третьякова, журналисту, помимо прочего, важно знать две вещи: педагогику и клиническую психологию. Особенно тем, кто мечтает работать на телевидении:
– Телевизионный журналист, прежде всего ведущий программы, – педагог. Он хочет воспитать или перевоспитать аудиторию. Что еще нужно понимать: на телевидение приходят, как правило, сумасшедшие, неуравновешенные люди. Особенно в ток-шоу: кто там только не сидит! Подойдешь – тебе палец откусят. Поэтому студенты журфаков должны знать основы педагогики и клинической психологии.
Говоря о том, чему же еще должны учить на факультетах журналистики, эксперт подчеркнул: в первую очередь студентам-журналистам необходимо давать концептуальные и практические знания, в том числе объяснять нормативные теории массовой коммуникации: авторитарную, либертарианскую, социальную, советскую коммунистическую. Тогда начинающие журналисты не будут питать иллюзий относительно самой профессии:
– Все журналисты тенденциозны. Только они это скрывают от себя и от публики. А пропагандист – честно, не скрывая, заявляет о том, чем занимается на самом деле. Пропаганда – часть журналистики, она не противопоставлена ей. И родословная пропаганды очень проста: проповедь, церковная в первую очередь, и ее светский вариант – публицистика. Вот спрошу я вас, кто самый известный в России журналист, и вы мне скажете: Познер. И будете не правы. Потому что если на улицах того же Нью-Йорка произнести эту фамилию, то вряд ли вам расскажут, кто это. А спросите, кто такой Ленин, – и вам чего-нибудь да ответят.
Упомянул Виталий Товиевич и про журналистский парадокс: профессия журналиста простая, но в то же время очень важная. Как в шутку заметил эксперт, ее может освоить любой, кроме идиота. А если говорить серьезно, то, сетует Виталий Третьяков, даже на журфаках историю нашей, отечественной, журналистики современные студенты знают отвратительно:
– Я работал во многих изданиях – советских, российских, зарубежных. В том числе в «Московских новостях». Спроси сейчас, что это за издание, никто толком и не скажет. Как и по поводу многих других, когда-то оказывающих огромное влияние на общество. «Фигаро», например, где я вел колонку, или «Лимес».
Рассказывая про работу в зарубежных СМИ, Виталий Третьяков заметил: свобода слова, независимость – понятия относительные. Надо понимать, подчеркнул выступающий, что журналист всегда на чьей-то стороне. Независимых СМИ не существует:
– Журналистика – младшая сестра политики. Журналист не может не быть пропагандистом, так как он неизбежно занимается воспитанием и просвещением своей аудитории, убеждает ее. Поэтому настоящих журналистов вне политики не бывает. Все мы так или иначе тенденциозны.
Речь зашла и об известных журналистах, в числе которых ученики Виталия Товиевича. Эксперт подчеркнул: профессиональные советы не требуются только одним корреспондентам – военным. Остальные могут и должны следовать примеру своих именитых коллег.
– Не надо путать дилетанта с невеждой. Журналист – это просвещенный дилетант, он знает границу своего знания. И он понимает, что ему нужно еще узнать, чтобы ее расширить. Поэтому аудитория предполагает, что нам всегда есть что сказать. Ведь мы знаем больше ее. И если тебя не поняли – значит, ты невнятно выразился. Сам виноват.
Поговорили о книгах, о том, что читают и не читают молодые журналисты. Одну из своих работ о профессии, заострил внимание Виталий Третьяков, он бы назвал «Блеск и нищета журналистики». Блеск – это влияние журналистов на социум, та социальная миссия, которую они несут. А нищета – зависимость от самой профессии и от политики. Тема книг оказалась еще важна и по той причине, что любая журналистика начинается с языка. Если у человека нет хорошо развитого языкового чутья, то и хорошего журналиста из него не выйдет:
– Помимо языка важна история. Вы удивитесь, но среди студентов гуманитарных направлений есть такие, для кого Иван Грозный и Сталин жили в одно время. И это не анекдот. История и язык – основа для каждого образованного человека. Не только для журналиста. Мне, к слову, в свое время довелось познакомиться и с режиссером Сергеем Гераимовым, и с певицей Мирей Матьё, и с другими выдающимися людьми.
В конце мастер-класса студенты АлтГУ задали Виталию Третьякову личные вопросы и сфотографировались с ним на память. Также известному журналисту подарили книгу об Алтайском крае. Ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров, президент АлтГУ Сергей Валентинович Землюков, заведующая кафедрой теории и практики журналистики Елена Васильевна Лукашевич и доцент кафедрой теории и практики журналистики Марина Александровна Деминова поблагодарили Виталия Товиевича за яркое выступление.
Досье
В. Т. Третьяков окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1976 по 1988 гг. работал в агентстве печати «Новости». С 1988 по 1990 гг. – политический обозреватель, после заместитель главного редактора «Московских новостей». В 1990 г. создал «Независимую газету». Автор более 2500 статей в различных сборниках, в том числе в «Российской газете», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Известиях», «Эксперт», «Журналист», «Лимес» (Италия), «Фигаро» (Франция) и др. Лауреат многочисленных премий, включая премию Союза журналистов России «Золотое перо» (1997), Малую российскую литературную премию Союза писателей России (1997), премию ТЭФИ Академии телевидения России (2003).
Аркадий Шабалин