Гость номера

Кто вы, журналисты? АлтГУ посетил декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков

В четверг, 22 сентября, в зале ученого совета АлтГУ выступил Виталий Товиевич Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, известный ведущий, автор телепрограммы «Что делать? Философские беседы». Студентам ИГН он рассказал о себе, современной журналистике и журналистах.

Прежде чем начать мастер-класс, Виталий Третьяков заметил, что на Алтае он не впервые: «Был как-то ночью в Барнауле в сорокаградусный мороз». После лирического отступления почетный гость Алтайского госуниверситета обратился к слушателям, отметив, что с нетерпением ждет вопросов: ведь журналистика – это искусство задавать вопросы. Но сначала, уточнил Виталий Товиевич, немного о себе и своей профессии.
– В МГУ я читаю курс лекций «Как стать знаменитым журналистом». И могу сказать, что мое представление, что такое журналистика, расходится с тем, как ее принято понимать во многих других университетах, в том числе в моей альма-матер. Скажем, кто из вас смотрел фильм Герасимова «Журналист»? Когда я посмотрел его школьником, то был свято уверен, что профессия журналиста именно такая, как в кино. Но уже потом, когда сам стал журналистом, понял: ничего подобного! Я рассказываю своим студентам о реальной журналистике.
По мнению Виталия Третьякова, журналисту, помимо прочего, важно знать две вещи: педагогику и клиническую психологию. Особенно тем, кто мечтает работать на телевидении:

– Телевизионный журналист, прежде всего ведущий программы, – педагог. Он хочет воспитать или перевоспитать аудиторию. Что еще нужно понимать: на телевидение приходят, как правило, сумасшедшие, неуравновешенные люди. Особенно в ток-шоу: кто там только не сидит! Подойдешь – тебе палец откусят. Поэтому студенты журфаков должны знать основы педагогики и клинической психологии.

Говоря о том, чему же еще должны учить на факультетах журналистики, эксперт подчеркнул: в первую очередь студентам-журналистам необходимо давать концептуальные и практические знания, в том числе объяснять нормативные теории массовой коммуникации: авторитарную, либертарианскую, социальную, советскую коммунистическую. Тогда начинающие журналисты не будут питать иллюзий относительно самой профессии:

– Все журналисты тенденциозны. Только они это скрывают от себя и от публики. А пропагандист – честно, не скрывая, заявляет о том, чем занимается на самом деле. Пропаганда – часть журналистики, она не противопоставлена ей. И родословная пропаганды очень проста: проповедь, церковная в первую очередь, и ее светский вариант – публицистика. Вот спрошу я вас, кто самый известный в России журналист, и вы мне скажете: Познер. И будете не правы. Потому что если на улицах того же Нью-Йорка произнести эту фамилию, то вряд ли вам расскажут, кто это. А спросите, кто такой Ленин, – и вам чего-нибудь да ответят.

Упомянул Виталий Товиевич и про журналистский парадокс: профессия журналиста простая, но в то же время очень важная. Как в шутку заметил эксперт, ее может освоить любой, кроме идиота. А если говорить серьезно, то, сетует Виталий Третьяков, даже на журфаках историю нашей, отечественной, журналистики современные студенты знают отвратительно:

– Я работал во многих изданиях – советских, российских, зарубежных. В том числе в «Московских новостях». Спроси сейчас, что это за издание, никто толком и не скажет. Как и по поводу многих других, когда-то оказывающих огромное влияние на общество. «Фигаро», например, где я вел колонку, или «Лимес».

Рассказывая про работу в зарубежных СМИ, Виталий Третьяков заметил: свобода слова, независимость – понятия относительные. Надо понимать, подчеркнул выступающий, что журналист всегда на чьей-то стороне. Независимых СМИ не существует:

– Журналистика – младшая сестра политики. Журналист не может не быть пропагандистом, так как он неизбежно занимается воспитанием и просвещением своей аудитории, убеждает ее. Поэтому настоящих журналистов вне политики не бывает. Все мы так или иначе тенденциозны.

Речь зашла и об известных журналистах, в числе которых ученики Виталия Товиевича. Эксперт подчеркнул: профессиональные советы не требуются только одним корреспондентам – военным. Остальные могут и должны следовать примеру своих именитых коллег.

– Не надо путать дилетанта с невеждой. Журналист – это просвещенный дилетант, он знает границу своего знания. И он понимает, что ему нужно еще узнать, чтобы ее расширить. Поэтому аудитория предполагает, что нам всегда есть что сказать. Ведь мы знаем больше ее. И если тебя не поняли – значит, ты невнятно выразился. Сам виноват.

Поговорили о книгах, о том, что читают и не читают молодые журналисты. Одну из своих работ о профессии, заострил внимание Виталий Третьяков, он бы назвал «Блеск и нищета журналистики». Блеск – это влияние журналистов на социум, та социальная миссия, которую они несут. А нищета – зависимость от самой профессии и от политики. Тема книг оказалась еще важна и по той причине, что любая журналистика начинается с языка. Если у человека нет хорошо развитого языкового чутья, то и хорошего журналиста из него не выйдет:

– Помимо языка важна история. Вы удивитесь, но среди студентов гуманитарных направлений есть такие, для кого Иван Грозный и Сталин жили в одно время. И это не анекдот. История и язык – основа для каждого образованного человека. Не только для журналиста. Мне, к слову, в свое время довелось познакомиться и с режиссером Сергеем Гераимовым, и с певицей Мирей Матьё, и с другими выдающимися людьми.

В конце мастер-класса студенты АлтГУ задали Виталию Третьякову личные вопросы и сфотографировались с ним на память. Также известному журналисту подарили книгу об Алтайском крае. Ректор АлтГУ Сергей Николаевич Бочаров, президент АлтГУ Сергей Валентинович Землюков, заведующая кафедрой теории и практики журналистики Елена Васильевна Лукашевич и доцент кафедрой теории и практики журналистики Марина Александровна Деминова поблагодарили Виталия Товиевича за яркое выступление.

Досье

В. Т. Третьяков окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1976 по 1988 гг. работал в агентстве печати «Новости». С 1988 по 1990 гг. – политический обозреватель, после заместитель главного редактора «Московских новостей». В 1990 г. создал «Независимую газету». Автор более 2500 статей в различных сборниках, в том числе в «Российской газете», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Известиях», «Эксперт», «Журналист», «Лимес» (Италия), «Фигаро» (Франция) и др. Лауреат многочисленных премий, включая премию Союза журналистов России «Золотое перо» (1997), Малую российскую литературную премию Союза писателей России (1997), премию ТЭФИ Академии телевидения России (2003).

Аркадий Шабалин

674 просмотров

Related posts

«Музыкой не зарабатываю – у меня есть работа!»

И никаких репетиторов: у нас в гостях лучшая абитуриентка АлтГУ – 2022

Алина Фоменко

Неконфликтный конфликтолог