Дмитрий Николаевич Оскорбин – преподаватель Института математики и информационных технологий, доцент кафедры математического анализа и член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике. Его стаж в вузовском преподавании 12 лет, а в работе со школьниками – 29 лет. Совместно с преподавателями кафедры математического анализа ИМИТ Александром Саженковым и Павлом Клепиковым Дмитрий Николаевич разработал программу ДПО по работе с одаренными школьниками.
Эта программа – не первый образовательный проект, реализованный кафедрой математического анализа. Ранее, в 2015 году, в АлтГУ осуществлялась подобная программа для учителей, которые занимаются с одаренными школьниками. Тот курс получился настолько содержательным, что учителя даже написали поэму, посвященную каждому лектору ДПО. И вот, в 2022 году открылся набор на новый курс для преподавателей, желающих развить математическое олимпиадное движение в Алтайском крае. Его основная задача – дать дополнительные знания педагогам разных уровней. Дмитрий Николаевич объясняет:
– Наша программа дополнительного профессионального образования по особенностям работы с одаренными и талантливыми учащимися была разработана в связи с тем, что олимпиады, которые проводятся в Алтайском крае, дают возможность школьникам получить бонусы для поступления в высшие учебные заведения. ДПО такого формата – наш большой коллективный труд, поскольку, даже несмотря на дистанционный формат работы, мы смогли привлечь лучших математиков из Алтайского госуниверситета.
Главное назначение программы – объяснить преподавателям, как составлять задачи для математического кружка, как сделать подготовку к олимпиадам более эффективной. Особенность же этой программы в том, что занятия для школьников проводятся по так называемой «системе листков», которая была введена Николаем Николаевичем Константиновым, московским учителем, в 1960-е годы. Преподаватели курсов поделились с педагогами своим опытом работы по этой системе и объяснили ее особенности. Суть ее в следующем.
Вместо объяснения материала учитель выдает школьнику листок с отобранными задачами разного уровня, которые предназначены для самостоятельного освоения нового материала. Некоторых родителей поначалу пугает, что учитель, казалось бы, абсолютно не занимается с учеником, ничего не объясняет. Но в этом и особенность метода: задачи составляются таким особенным способом, что, решив первую задачу, школьник понимает, как решить вторую, третью и так далее. Так он доходит до конца листка и уже потом сам объясняет учителю, как решал предложенные задачи. Эффективность этого метода, подчеркивает Дмитрий Николаевич, была неоднократно апробирована. Его активно используют в других регионах страны на базе олимпиадных кружков – дополнительных занятий для школьников. Однако работает «система листков» только в формате внеурочной деятельности, поскольку выслушать 30 человек гораздо труднее, чем семь.
– Чтобы начать плавать – нужно сначала в воду залезть. В нашей деятельности также. Сначала мы выбираем тему занятия, подбираем систему задач, последовательное решение которых как раз раскрывает тему, а после – прорабатываем ее с учениками в устном формате. Основная трудность здесь состоит в том, что уровень сложности заданий должен быть тщательно выверен, чтобы не случилось ситуации, когда ребенок решил все за пятнадцать минут, быстрее остальных. Ребенку не должно быть слишком трудно, но и легко тоже. Система листка должна быть выстроена так, чтобы ребенок, решив первую задачу, понимал, как решить следующую, и дальше медленно, но верно продвигался к самой сложной задаче, – говорит Дмитрий Николаевич.
Программа ДПО рассчитана на 50 мест, на нее уже записались не только городские, но и сельские учителя. В этом еще одно преимущество дистанционного обучения – получать востребованные знания можно, не выходя из дома. Дмитрий Николаевич замечает:
– Все, кто читает лекции на нашем курсе ДПО, – немножко актеры. Они стараются интересно, даже артистично преподнести материал. Им важно рассказать так, чтобы аудитория поняла. Думаю, все получилось!
Желание школьников заниматься математикой, уточняет Дмитрий Николаевич, растет с каждым годом. Обусловлено это не только общим интересом к дисциплине, но и возможностью поступить в высшие учебные заведения на внеконкурсной основе как раз благодаря перечневым олимпиадам. Увеличивается интерес школьников и к предметным олимпиадам.
К слову, Дмитрий Николаевич успевает вести не только научно-просветительскую работу с учителями. 16 октября он вернулся с октябрьской математической программы центра «Сириус». Каждый ученик, подчеркивает наш герой, теперь может поучаствовать в школьном этапе олимпиад по математике на специальной платформе «Сириус. Онлайн». Для этого нужно зарегистрироваться на самой платформе.
Полина ШЕВЧУКОВА
Фото Марии ДУБОВСКОЙ