Александр Викторович Головинов, кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного и международного права, уже более восьми лет учит праву студентов юридического института АлтГУ. Хотя изначально даже не думал становиться преподавателем! Но судьба заставила Александра Викторовича… наслаждаться своей профессией.
– Кем вы хотели стать в детстве? Юристом?
– Скажем так, преподавателем я точно быть не хотел. Есть такой стереотип, что все мальчишки мечтают стать настоящими мужчинами. Например, космонавтами. Повторяю, это стереотип. Я учился в гуманитарном классе и очень любил историю, обществознание. И собирался поступить на юриста, но баллов не хватило. Пошел на смежный факультет политических наук. В программе были юридические дисциплины, именно там я впервые узнал о конституционном праве.
– А как после политологии вы оказались на юрфаке?
– Окончив специалитет, я поступил в аспирантуру АлтГУ. После защиты кандидатской меня пригласил на кафедру известный и авторитетный профессор, заслуженный юрист, один из авторов конституции РФ Валерий Валентинович Невинский. Принял под теплое крыло. К слову, наша кафедра носит его славное имя.
– Ожидания от юриспруденции оправдались?
– Юриспруденция – наука многогранная, и ее сложность зачастую может оттолкнуть. Насмотришься фильмов, в которых адвокат-защитник доказывает правоту авторитетному судье… А потом поступаешь на юрфак, приходишь на первую практику в районный суд и видишь, что все совсем не так, как в кино. Некоторые разочаровываются, потому что на деле профессия требует методичности, точности. Отчасти она даже скучна. Но мне повезло: я продолжаю читать студентам курс В. В. Невинского «конституционное право зарубежных стран», где можно сравнить законодательство разных государств, отыскать некий законодательный идеал. На скуку времени не остается.
– И все-таки: почему стали преподавать?
– Будучи уже кандидатом наук, я работал какое-то время в УФНС по Алтайскому краю. Тогда мне все еще казалось, что профессия преподавателя не совсем для мужчины (опять стереотипы!). Но, поработав на госслужбе, я понял, что интереснее и удобнее для меня – преподавать. Работа в вузе со студентами дает возможность высказываться по самым разным, не только профессиональным, вопросам. Кстати, статья 13 Конституции РФ (моя любимая, писал по ней диссертацию) закрепляет идеологическое многообразие, плюрализм – говори не хочу! Главное, в пределах закона (смеется). Когда дискутирую со студентами, получаю удовольствие. А это в работе самое главное.
– Как вы стали кандидатом философских, а не юридических наук?
– Когда занимаешься какой-то теорией, можно зайти в такие дебри… Это уже выходит на уровень философских обобщений. В вузах Алтайского края преподавал философию права и историю правовых учений. Это о том, как и какие ученые, когда и почему задумались, каков должен быть закон. Справедливость, моральные качества, понятие права и его соотношение с государством. Так и стал.
– Профессия юриста обязывает быть человеком ответственным?
– Любой преподаватель должен быть высококвалифицированным, быть примером для подражания. Писать научные статьи и монографии, совершенствовать себя. Я еще со школы начал участвовать в конференциях по обществознанию, истории, даже искусству. Наш гуманитарный класс был небольшой – 15 человек. Все имеют высшее образование, двое – ученую степень. И попробуй не соответствовать!
– А какая у вас самая любимая тема?
– Идеология. Все потому, что политико-правовая идеология включает в себя взгляды на прошлое, настоящее и будущее, охватывает и науку, и религию. А это вдвойне интереснее.
– Знание права помогает в обычной жизни?
– Конечно, даже чересчур. Иногда оно мешает жизни, потому что ты воспринимаешь мир как букву закона. Возникает желание, когда приходишь куда-нибудь, спросить устав, разобраться в юридических хитросплетениях. Это издержка профессии, и с этим не получится бороться.
– Каким вы были студентом?
– Моя студенческая жизнь была активной. Я пробовал себя в КВН, был комиссаром строительного отряда в 2003–2004 годах (а еще мы с приятелем стояли у истоков возрождения легендарного стройотряда «Горячая 20-ка») – строили автодороги. Такая романтика: коммуникация, интеграция студентов, живые дискуссии во время работы. Помимо всего прочего я работал в избирательном процессе, сопровождал выборы. Это, кстати, стало одной из решающих причин завершить начатое – получить правовое образование, заполнить пробелы в знаниях. В аспирантские годы был спортивным организатором среди преподавателей. Мы регулярно ходили на лыжную базу.
– Лыжи? Вы любите спорт?
– Пять раз в неделю я посещаю спортзал. Как-то надо расслабляться: напрягать мышцы, чтобы мозг отдыхал. Иногда встречаюсь там со своими студентами, и они удивляются. Тоже стереотипное мышление: мы, преподаватели, не только в библиотеках сидим! Скоро, раз погода позволяет, начну бегать. Люблю путешествовать: это расширяет сознание. К тому же потом интересно рассказывать студентам о правовых процессах других государств, которые наблюдал своими глазами.
Александра СМОЛЯНИНОВА