Большой Алтай

Аз и я

Фото Марии Дубовской

Известный казахский ученый член Международного экспертного совета НОЦ «Большой Алтай» Альбина Советовна Жанбосинова рассказала «ЗН», почему этот форум для нее – восстановление истоков прошлого.

– Альбина Советовна, что для вас, специалиста в области этноконфессиональной истории Сибири и Казахстана, значит этот форум?

– В названии этого, уже третьего алтаистического форума заложена мысль единства славянских и тюркских народов. Есть замечательная книга известного в Казахстане и за его пределами поэта, писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я», изданная в 1975 году и изъятая из продажи за крамольную по тем временам мысль: автор «Слова о полку Игореве» владел и тюркским, и славянским языками. И он же, Олжас Сулейменов, когда-то сказал: «Взаимоотношения славянского и тюркского суперэтносов всегда определяли и будут определять в дальнейшем судьбы Евразии». Этот форум для меня – восстановление истоков прошлого.

– То есть вы здесь, чтобы обратиться к истокам?

– Можно и так сказать. Ваш Алтайский государственный университет идет в авангарде тренда, направленного на объединение тюрков и славян. История, на мой взгляд, должна быть вне политики, ее нельзя переписывать, наоборот: нужно восстанавливать утерянные страницы единой исторической судьбы. Вот почему я здесь, вот в чем для меня смысл этого форума.

– Один из ваших профессиональных интересов – этноконфессиональные проблемы. Проблемы такого рода актуальны для Казахстана?

– Все государства, участники текущего форума, имеют светский статус. Несмотря на то, что все центральноазиатские государства относятся к мусульманским, некоторое время назад очень актуальной была проблема религиозного экстремизма в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане. В указанных государствах появились нетрадиционные религиозные течения, не характерные для этнических культур: ношение культовой одежды в общественных местах и пр. На законодательном уровне, насколько я знаю, в Узбекистане и Киргизии были приняты правовые нормы, запрещающие носить одежду, которая скрывает лицо. В Казахстане вопросы такого рода пока только обсуждаются, все проблемы, если они и существуют, транслируются в общество, совместно обсуждаются. Принцип «слышащего государства», продекларированный президентом Республики Казахстан Касымом-Жомартом Кемелевичем Токаевым, у нас работает.

– А что для вас Алтай? Это символ чего?

– Алтай – наш общий дом, здесь создавалась тюркская цивилизация, «от Карпат на Западе до Алтайских гор на востоке» простирались тюркские государственные образования. Благодаря этому алтаистическому форуму можно отказаться от фрагментарного изложения истории тюрко-славянского мира, воссоздать симфонию историко-культурного единства славянских и тюркских народов России и всей Центральной Азии, показать роль каждого в евразийском фокусе.

– Почему нам важно сохранить историческую связь?

– Казахстан – страна-партнер России по Евразийскому союзу, у нас нет официальных ограничений для граждан иностранных государства, в том числе и для россиян. Вы посмотрите, сколько из Казахстана приехало участников! Представители Астаны, Алматы, Петропавловска, других городов. Это говорит о том, что ученые понимают: историческое единство, существовавшее между нашими странами, получившее отражение в источниках и материалах, эпосах и сказаниях, невозможно просто взять и выкинуть. Мы должны это тоже понимать, чтобы сохранить и углубить наши связи.

Артем ФЕДОТОВ

309 просмотров

Related posts

АлтГУ – в авангарде евразийской интеграции

Только факты

Тюркологам – быть