Экономист объясняет

Бизнес 24/7

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Бизнесом в современном обществе может заняться вполне обычный человек. А можно ли успешно заниматься предпринимательством в интернете? Рассказывает Дарья Геннадьевна Алгазина, к. т. н., доцент кафедры цифровых технологий и бизнес-аналитики.

– Дарья Геннадьевна, какие рекомендации можно дать начинающему предпринимателю?

– Для успешного ведения бизнеса тщательно продумайте сферу, в которой хотите развиваться, изучите опыт предшественников, разработайте бизнес-план, отследите сильные стороны, найдите способ их развития и минимизации рисков. Конечно, работа в команде важна, поэтому необходимо ее собрать и сделать максимально эффективной.

– В чем преимущества электронного бизнеса перед традиционным?

– С позиции продавца ведение бизнеса электронным способом имеет следующие преимущества перед традиционным: практически неограниченный доступ к глобальным рынкам, снижение затрат, сокращение времени вывода товара на рынок, увеличение спроса за счет более широкого охвата рынка, круглосуточный режим работы, более точное ориентирование товара на клиента и многие другие. Именно поэтому бизнес в режиме онлайн становится настолько популярен. Но следует сказать, что электронный бизнес несет в себе и определенные риски, связанные в основном с безопасностью.

– Насколько электронный бизнес развит в России?

– По данным ecommerceDB, Россия занимает 14-е место по величине рынка электронной коммерции. При этом самое большое число покупателей наблюдается в сегментах электроники, моды, детских игрушек и товаров, связанных с хобби, а также товаров для красоты и здоровья. Большинство товаров приобретается в секторе B2C, то есть в передаче товаров или услуг напрямую покупателю. Зачастую это происходит через различные маркетплейсы, например всем известные Wildberries или Ozon.

– Почему вы занялись именно темой сетевого предпринимательства?

– К моим основным профессиональным интересам относятся франчайзинг, сетевое взаимодействие на конкурентных рынках, электронный бизнес. Мой путь к этому начался в 2000-х годах, когда франчайзинг получил бурное развитие в нашей стране. Такая форма организации бизнеса – передача владельцем права на продажу товаров или услуг другой компании за определенную плату – была на тот момент инновационной для нашей страны. Поэтому она привлекла меня с исследовательской точки зрения. Сначала я выступала с этой тематикой на конференциях, потом интерес стал более глобальным и перешел к сетевому взаимодействию на конкурентных рынках в целом. К изучению электронного бизнеса я пришла позже. Тем не менее все эти три аспекта тесно взаимосвязаны.

– Какие существуют известные компании франчайзинга?

– В настоящее время к наиболее популярным франшизам относятся: в торговле – «Аскона», Fix Price, One Price, Milavitsa, Sela и другие; в образовательной сфере – Sun School, KIBERone, «Алгоритмика», «Полиглотики» и другие; в медицине – «Центр доктора Бубновского», INVITRO, «Гемотест» и прочие. Мы можем смело утверждать, что франчайзинговая форма организации бизнеса захватила множество ниш в российской экономике.

– Эффективен ли франчайзинг в наших реалиях?

– Несомненно, потому что выигрывают обе стороны договора. Франшиза предоставляет ее субъектам такие преимущества: для франчайзера, то есть для владельца, – расширение бизнеса с минимизацией затрат и получение дополнительного дохода, а для франчайзи, иначе говоря, покупателя франшизы, – получение апробированного бизнеса, экономической поддержки и доступа к ограниченным ресурсам. Само собой, такое соглашение налагает на его участников и определенные ограничения. Но выгода, как правило, гораздо больше.

– Среди научных интересов вы упомянули сетевое взаимодействие на конкурентных рынках. По каким направлениям возможны модельные исследования повышения их эффективности?

– В сетях с целенаправленными участниками одной из главных целей исследования является предсказание того, какие сети будут формироваться при рациональном поведении участников. На мой взгляд, в условиях конкурентной среды эффективность сети нужно рассматривать по следующим направлениям: обеспечение контролируемого роста сети и оптимизация числа ее участников, создание и ликвидация связей, целенаправленное воздействие на поведение, целевые функции участников, их активность.

– В чем состоит феномен маркетплейсов?

– Как говорилось ранее, ведение бизнеса в интернете имеет множество преимуществ перед традиционным. Именно поэтому популярность интернет-магазинов растет. С точки зрения покупателя, приобретение товаров через маркетплейсы имеет следующие выгоды: сокращение дистанции между покупателем и продавцом, широкий выбор товаров, выгодные цены, стабильный и предсказуемый сервис, повышенный уровень доверия по сравнению с небольшими «одиночными» сайтами.

Эля ПЕТРЕНЕВА

287 просмотров

Related posts

Финансы не поют романсы

Алина Фоменко