Говорят капеллане

Интеллигентно-матовое звучание

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Любите ли вы Молодежную академическую хоровую капеллу АлтГУ так же сильно, как Николай Сергеевич Лазовский, ее главный руководитель и дирижер? Вот уже 21 год он работает в ней, не покладая рук и не оставляя надежд, что пению обучить можно всех! Как начинался его путь, как дирижировать мимикой и как изменилась репертуарная политика – в материале «ЗН».

– Николай Сергеевич, Молодежная академическая хоровая капелла – гордость нашего университета. Однако в студенческие годы вы состояли в рок-группе «Дубовая роща»… Как перешли из рока в классику?

– Я пришел из армии и познакомился с Вадимом Вязанцевым, одним из солистов «Дубовой рощи». И как-то все закрутилось-завертелось. Так, с 1992 года, я пел в рок-группе, играл на гитаре. Мы с «дубняком» ездили в детские лагеря, университеты, участвовали в концертах, выставляли свои картины в ГМИЛИКА… Так и начался мой творческий путь. Но в АлтГУ я не учился! Окончил барнаульское музыкальное училище. Помню, был у нас в университете фестиваль «За науку Rock’n’roll», мы с рокерскими группами заучили гимн студентов и открывали этот фестиваль, исполняя «Гаудеамус» на академический манер – рокеры-то! А после меня пригласили уже в капеллу как хормейстера, поскольку она всегда была самодеятельным хором. Вот так и пришел сюда как специалист, который занимается с людьми разного вокального уровня.

– Ваши воспитанники рассказывают, что вы научите петь даже того, кому слон на ухо наступил. Это правда?

– У нас в хоре партию генерального баса поет «человек Тяжелый Случай». Когда он только-только пришел сюда, то совсем не попадал в ноты и даже не слышал их. Условие было одно: заходить в кабинет капеллы каждый день хотя бы на 15 минут. Заходил. Через год встал в партию – генеральный бас теперь. Самая низкая нота в хоре – всегда его, распознать нетрудно. На самом деле нет ни слуха, как принято считать, а координации. Не все могут сразу начать двигаться в тональности, петь мелодии. В 90-е, когда учился, помог одному знакомому поступить в музколледж, научив его петь, а дальше понял – это и есть мое призвание. Научить петь идеально невозможно, но педагог может направить, скоординировать мозговую активность с речевой, и тогда все заработает. Певческое искусство – мир ощущений, у нас на занятиях часто можно услышать «зевните, уколите, вкрутите шуруп», поскольку ученикам важно понять, как правильно исполнить партию. А самое главное: нужно фанатичное желание научить петь – тогда все получится!

– А как изменилась репертуарная политика капеллы?

– По большому счету никак не изменилась за 21 год. Капелла была организована под девизом «Классическому университету – классический коллектив». Поэтому мы поем произведения в академической манере. У нас, можно сказать, интеллигентно-матовое звучание. Мы несем историю во времени, наша основная задача – воспитывать и просвещать. Сейчас музыка зачастую состоит из двух аккордов, под которые что-то читается, поется, кричится. А мы несем в массы хорошие стихи, вечную музыку. Студенты идут в хор за классикой, ее и получают!

– У дирижера главное – руки или это не так? Можно ли вообще говорить о стиле дирижирования?

– Функции дирижера в профессиональном хоре и в самодеятельном, конечно, отличаются. У нас многие дирижерские жесты попросту непонятны, поскольку ребята не умеют их считывать, ведь они приходят петь без знания дирижерской партии. В профессиональном хоре, конечно, и фразировку показывают, и тихое, и громкое звучание, а у нас ребята пока знают только вступление и снятие – но и это уже немало. Сейчас в коллектив пришли ребята, которые в хоре закрепились, они ходят уже больше года. Поэтому я стараюсь дать им необходимые знания, чтобы мои жесты рукой были понятны всем. Что касается того, насколько важны руки… Думаю, дирижировать можно по-разному, не только руками. Вот, например, я смотрел видео, в котором Герберт Караян дирижировал оркестром бровями. И ничего, получалось! В моей профессии важна и мимика, и руки, и положение на сцене – на горбатого дирижера никто не захочет смотреть. Но главная его задача: сделать чуточку лучше, чем было на репетиции.

– Мастерство акапельного пения заключается в том, что голос – это и инструмент, и мелодия одновременно. Какие голоса славят Алтайский госуниверситет?

– Сейчас в нашем коллективе около 40 человек. Из них примерно 8 теноров, 7 басов, 14 женских альтов и 10 сопрано. Есть еще солистки: девочки тоже зачастую не имеют профессионального образования, но академическое пение им удается на славу! Сейчас у нас очень плотное звучание, 16 мая на юбилейном концерте будем хвастаться: покажем, к чему готов классический хор Алтайского госуниверситета! Целых 6 номеров из всей нашей программы будут исполнены а капелла, и мы этим очень гордимся.

Спецвопорос

– Что пожелаете родному коллективу?

– Почаще ходить в хор и не запускать учебу! Еще желаю стабильности, творческого долголетия и зрительских улыбок. Мы едины в своих разностях, именно это у нас не отнять.

Анонс

Приглашаем на юбилейный концерт капеллы 16 мая в 18:00 в актовом зале корпуса Д.

Полина ШЕВЧУКОВА

660 просмотров

Related posts

Каждый слышит друг друга

Алина Фоменко

И снова – юбилейный!