Фото Марии Дубовской
Текст Полины Шевчуковой
АлтГУ, химия и Наталья Егоровна неразлучны вот уже 34 года. В десятом классе Наталья Егоровна сделала выбор в пользу химического факультета АлтГУ и ни разу не пожалела о своем решении. О студенческих временах, любви к детям и преподавательской деятельности «ЗН» поговорила с канд. хим. наук, куратором химиков и когда-то командиром педагогического отряда Натальей Егоровной Стручева.
***
«Мечтала стать минералогом, а пошла преподавать студентам химические науки», – рассказывает Наталья Егоровна. Дело в том, что все детство она очень любила собирать и разглядывать разные камни. «Родители хотели отправить меня в АлтГТУ, но учиться там я не хотела совсем, а вот на химию пошла: школьный преподаватель сделал свое дело!» В год выпуска Натальи Егоровны из ее школы на химический факультет пошла не только она, но еще четыре человека. Причем конкурсный отбор прошли все. Наталья Егоровна вспоминает: «Химии у нас было три урока в неделю. Времени, чтобы влюбиться в предмет, – достаточно». Образование, как напоминает Наталья Егоровна, отличалось от современного. Тогда очень ценилось высшее образование, и было оно фундаментальным. Поэтому и уроков по химии в программе ставили много. Так и началась карьера Натальи Егоровны – сначала студентка, потом лаборантка, а спустя время и преподаватель ИХиХФТ. «Я преподаю множество дисциплин по химии у ребят разных курсов, но так или иначе все же связала свою жизнь и с минералогией – рассказываю о кристаллохимии. На ней мы рассматриваем разные камни природного происхождения, изучаем их строение».
***
После поступления Наталья Егоровна не только с интересом грызла гранит науки, но и решила пойти вожатой в педагогический отряд. «Помню, что мы с детьми очень ладили, причем настолько, что после родительского дня лагерь не опустел». Обычно, как рассказала Наталья Егоровна, половина детей из лагеря уезжает домой после родительского дня, поскольку понимает: в лагере им скучно. Зато с Натальей Егоровной ребятам было весело, даже несмотря на то, что она всегда очень строго относилась к дисциплине деток. «Они всегда слушали меня и знали: если обманут – лишатся радости вечерних мероприятий. Мотивировало». Оказалось, дисциплина действительно лучший мотиватор и реальный способ исправить поведение детей. «Мама, я тебе говорил, это она!» – прокричал какой-то мальчик, указывая пальцем на Наталью Егоровну в трамвае, – оказалось бывший воспитанник из лагеря, которого сняли с учета сразу после того, как он приехал оттуда, где все было крайне дисциплинированно и одновременно с этим – весело. Мальчик изменился. «Я даже и не знала, что он стоял на учете в детской комнате милиции, но была рада такой необычной встрече». А случилось это потому, что уже в юном возрасте Наталья Егоровна знала, как найти общий язык с детьми, доверяла им и искренне любила.
***
В преподавательской деятельности Наталья Егоровна берет пример со своих Учителей (именно с большой буквы «у»), которые все студенчество помогали ей, наставляли и читали лекции, даже когда в аудитории находился один студент. Этим студентом как-то раз была Наталья Егоровна, которая сидела целую пару в тихом одиночестве, поскольку все остальные решили прогулять… Поэтому Наталья Егоровна и сама проводит лекции для всех присутствующих, даже если их двое или вовсе один. «Это работа и ее нужно выполнять», – считает преподаватель. Кроме того, она всегда держит внимание своих слушателей, чтобы студенты действительно вникали в тему: приводит примеры из жизни и часто задает вопросы по ходу лекций. А еще – дает возможность выполнять домашние задания на своем рабочем месте, в методическом кабинете, где находятся самые разные базы данных. Поэтому в кабинете частенько можно застать особо интересующихся студентов. «Считаю, преподавателю необходимо действительно любить свой предмет и разбираться в нем, а еще уважать студентов, их «разность», потому что каждый из них индивидуален – кто-то схватывает на лету, а кто-то очень долго обдумывает и приходит к верному решению задачи! Важно, конечно, и уметь убеждать студентов в своей правоте, и грамотно давать обратную связь. Я всегда объясняю ребятам, за что снизила ту или иную оценку», – рассказывает наша героиня. А самим студентам она дает совет: «Учитесь находить информацию в Интернете!» Как вы считаете, где в советское время всегда можно было найти студента? Все верно: в библиотеке. Тогда все искали в книжках, в архивных материалах, а сейчас все это перенеслось в digital. Теперь каждый студент использует Интернет для того, чтобы подготовиться к заданиям. Но ведь и гуглить нужно уметь. «Важная миссия педагога сейчас – научить студентов искать информацию, уметь работать с информацией, уметь ее представлять. Чтобы студенты могли выполнять научные работы, побеждать в олимпиадах, конкурсах научных работ, их тоже этому надо учить».
Досье
Наталья Егоровна Стручева окончила АлтГУ в 1990 году. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Физико-химические свойства сплавов редкоземельных металлов с алюминием и магнием». В АлтГУ преподает кристаллохимию, рентгенофазовый анализ, термический и рентгеноструктурный анализы и др. Параллельно с работой в университете больше десяти лет преподавала в школе. Среди ее учеников – кандидаты химических и медицинских наук. Студенты Натальи Егоровны неоднократно становились победителями и лауреатами различных конкурсов и олимпиад. Так, Валентин Картавых занял третье место в РФ в конкурсе научных работ бакалавров (2010 г.).