Федеральный уровень

Микросхема – это тема

Этой осенью АлтГУ стал одним из кластеров Школы синтеза цифровых схем. Обучающиеся, даже не обладая базовыми компетенциями, смогут заглянуть в мир разработки современных микросхем, благодаря которым работает абсолютно все: от телефонов до военной техники. Как АлтГУ стал площадкой для проведения курсов и чему можно научиться во время обучения, рассказывает доцент кафедры вычислительной техники и электроники Александр Викторович Калачев.

– Александр Викторович, расскажите, как наш вуз стал одной из площадок для проведения такого масштабного проекта?

– Инициатором создания Школы синтеза стал Юрий Панчул – проектировщик сетевых микросхем, который на данный момент работает в Samsung. В девяностые он преподавал свою дисциплину школьникам. Постепенно круг учеников стал увеличиваться. Тогда то и возникла идея создать пространство, в котором будет изучаться создание цифровых схем. Сама Школа синтеза как проект существует уже довольно долго – проект начал создаваться еще в 2020-м. Уже несколько лет мы думали о вступлении в кластеры Школы, потому что студенты третьего и четвертого курсов сталкиваются с похожими на курсы дисциплинами. В связи с этим хотелось дать нашим обучающимся как можно больше информации и заинтересовать их в столь важной сфере деятельности. Это достаточно прибыльная работа, которая всегда будет востребована, потому что буквально вся электроника состоит из систем соединенных между собой микросхем. В этом году мы наконец-то решились подать заявку, на которую с радостью откликнулась компания YADRO и начала финансово нам помогать. Стоит также отметить, что этот год – самый успешный на данный момент: всего в России около 20 кластеров, в которых проходят очные занятия со студентами и школьниками.

– Как проходит обучение в рамках Школы?

– Курс Школы разделен на четыре этапа, которые будут проходить на протяжении всего учебного года. Во время занятий мы сначала изучаем теорию, а в перерывах между лекциями используем полученные знания на практике. Школа охотно предоставляет нам отладочные платы и периферийные устройства к ним, на которых мы учимся создавать микросхемы. Сейчас студенты работают с простыми схемами и постепенно переходят к микропроцессорам, ближе к концу обучения будут выполнять задания с комплексными схемами, а в конце сами создадут свой проект, который будет включать в себя создание собственной цифровой схемы. В общем, все устроено по стандарту: сначала азы, затем более сложные занятия. Например, чуть позже мы будем решать задачи, которые крайне важны для дальнейшей работы студента. Предположим, что вам нужно создать процессор, мощность которого составляет 1000 Вт, однако ваша система выдает всего лишь 800. В таком случае мы досконально разбираем с учащимися, что можно модифицировать, то есть убрать, заменить и так далее. Конечно, на протяжении курса мы затрагиваем не всю информацию, а только ее часть, но, как мне кажется, в этом есть свои плюсы, так как по окончании Школы цифрового синтеза студент сможет понять, нужно ли ему развиваться в этом направлении в дальнейшем или нет.

– Кто может учиться у вас?

– Изначально Школа задумывалась как образовательный курс, рассчитанный только на школьников старших классов. Со временем интерес к программе стали проявлять студенты, преподаватели и опытные специалисты, после чего было принято решение убрать четкие возрастные ограничения. В курсах бесплатно могут поучаствовать ученики, студенты и преподаватели. Преимущество юных будущих профессионалов в том, что они могут подать заявку на очное обучение, в то время как профессионалы и преподаватели могут заниматься только в онлайн-режиме. Конечно, занятость подростков сейчас достаточно высока (особенно это актуально по отношению к ученикам 11-х классов), но мы уверены, что участие в Школе – невероятная возможность, которая точно стоит потраченного на нее времени.

– Почему работа проектировщика цифровых схем так важна?

– Ответ прост: сейчас абсолютно все состоит из них. Перед тем как появиться в телефоне или компьютере, микросхема проходит огромный путь. Сначала она проектируется на компьютере и с помощью специальных программ в ней вычисляются недочеты, чтобы избежать неполадок в будущем, потом отправляется на фабрику, где она приобретает физическую форму, после чего микросхема проходит еще одно тестирование. К слову, для практик нам часто отправляют бета-версии написанных программ. Мы изучаем их, пытаемся найти недочеты и каждый раз находим для себя что-то новое. Здесь все как в игровой индустрии – разработчики создают игру, а бета-тестеры проверяют ее на наличие багов, сбоев и так далее. Специалистов в этой сфере не так много, поэтому мы проводим популяризацию данного направления среди молодежи и на пальцах доказываем важность профессии проектировщика.

– Куда можно устроиться с умениями проектирования цифровых схем?

– Есть две основные вакансии, которые строятся на вопросах курса: инженер-программист и инженер-верификатор. Вернемся к играм: программист в этом случае выступает создателем продукта, а верификатор проверяет его на недочеты с помощью специальных компьютерных программ, тестируя его. Особенно часто эти вакансии встречаются в крупных городах Центральной России: в Москве, например. Из городов, которые находятся ближе к Барнаулу, я бы выделил Новосибирск и Томск.

Артем ФЕДОТОВ

394 просмотров