Психолог объясняет

Стресс, тревога – пауза, повтор

Что такое заикание, как справиться с речевой тревожностью и чем помочь ближнему, который на публике забыл слова? Рассказывает клинический психолог Татьяна Сергеевна Табурова, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии АлтГУ.

Заикание – это…

– Простыми словами, заикание – это нарушение беглости и плавности речи, связанные с нарушением работы мозга. При заикании человек может говорить слишком медленно, с протягиванием звуков, с паузами перед некоторыми словами, либо говорить бегло и делать навязчивые повторения, запинаться, потом резко переходить на медленный темп, – объясняет Татьяна Сергеевна.

Причины заикания, по словам специалиста, могут быть физиологические (патология) и психологические (результат стресса):

– Чаще всего заикание возникает в раннем возрасте – в 2-4 года – из-за стрессовых ситуаций. Но поскольку есть много других факторов и причин, при некотором стечении обстоятельств заикание может возникнуть и у подростка, и у взрослого человека. Конечно, у взрослых способность справляться со стрессом уже развита, поэтому психологические факторы менее вероятны. Здесь причиной может стать травмирование, при котором задеты речевые центры, которые регулируют плавность протекания речи. Это органические повреждения головного мозга, в том числе контузия в период военных действий, черепно-мозговые травмы и прочие, – поясняет эксперт.

Главное лекарство – любовь

Для ребенка самые травмирующие факторы – это факторы семейные. Поэтому в детстве в тревожной, напряженной обстановке в семье, у ребенка могут возникнуть заикание, тики, энурез или другие проявления тревожности, например привычка грызть ногти.

– Ребенок как губка впитывает все, что происходит вокруг. Тревожность и напряжение в семье в любом случае как-то себя проявит в будущем. Поэтому самое главное средство профилактики, чтобы обеспечить психологическое здоровье и предотвратить возникновение заикания, – это гармоничные семейные отношения. Единственный верный способ обезопасить ребенка от психологических проблем – создать дружелюбную, стабильную обстановку без хронического напряжения. Если ребенок уже начал заикаться, то нужно поработать с психологом, выяснить причину стресса и наладить взаимоотношения в семье. Скорее всего, понадобится помощь еще логопеда или невролога.

Нужно также понимать: если когда-то заикание уже проявлялось, то у человека есть некая предрасположенность, которая сохраняется в течение жизни. Например, в 13 лет эту проблему решили, но в 43 – после смерти близкого родственника или сильной болезни – на фоне стресса заикание может вернуться.

Лечить в любое время

Даже заикающимся взрослым, отмечает Татьяна Сергеевна, можно и нужно работать с логопедами. Но тут все зависит от причин заикания. Если это тяжелая мозговая патология, то с возрастом становится тяжелее скорректировать нарушения. Если это психологический фактор (например, ребенок испытал стресс на выступлении в классе, все начали смеяться, – от этого появилось заикание), при подключении психолога и невролога можно разрешить конфликтную ситуацию достаточно легко и помочь справиться с заиканием.

– Это достаточно стабильное нарушение, которое редко усугубляется без дополнительных причин. Но если на заикание накладывается сильный страх и человек начинает избегать ситуации общения – то чем больше он их избегает, тем больше чувствует себя беспомощным, слабым, загнанным в угол. Ему потом труднее вступать в коммуникацию. Он теряет навыки не только говорения, но и общения в целом – и заикание на этом фоне усиливается. Но если человек работает над этой проблемой, психологически становится более устойчивым и находит стратегии справляться со стрессом, то проблема может сгладиться.

Страшно? Делай!

– Личный опыт дает нам уверенность в случае и заикания, и речевой тревожности, и тревожности обычной. Чем больше делаешь, тем увереннее становишься. Но единственный нюанс: если человек склонен интерпретировать каждую ситуацию как провал, то его повышение опыта будет накоплением провалов. Тут нужна правильная установка: это приключение, эксперимент, новые условия. Исследовательское отношение: отнесусь проще, проверю свои силы и, подумаешь, немного «попозорюсь» – зато это будет большим шагом! Не нужно делать ставку на одно выступление как на последнюю возможность себя проявить. Желательно делать это с поддержкой специалистов, потому что с психологом можно выработать эту адекватную установку к ситуациям.

Страх перед высказыванием

Тревожность от заикания приводит к тревожности речевой:

– Первичная проблема – это заикание. Вторичная, из-за усиления стресса, – речевая тревожность. Человек переосмысливает заикание, пытается избегать каких-то стрессовых ситуаций, начинает волноваться из-за тех же выступлений на публике… Соответственно, возникает тревога: крутит в животе, садится голос, начинается кашель и какие-то кожные высыпания.

Кстати, еще обострение заикания случается в моменты, когда человека переполняют яркие эмоции, даже положительные. В голову приходят идеи и мысли – он хочет ими поделиться – пытается передать чувства словами – и на фоне этого гипервозбуждения возникают паузы, появляются запинки и полноценно эмоции выразить не получается.

Речевая тревожность – новая область в науке. Традиционно учеными исследовались проблема заикания и проблема тревожности. Говорилось о том, что заикающемуся человеку страшно общаться с людьми, он испытывает сильное напряжение. Но отдельно речевую тревожность не выделяли. Только с начала 2000-х начали изучать и рассматривать страх перед высказыванием.

– В исследовательской работе, которую мы выполняли вместе с моей дипломницей Лианой Мищенковой, выяснили интересную вещь. Думали, что речевая тревожность будет характерна для людей с заиканием или другими речевыми нарушениями (картавость, шепелявость). Оказалось, что речевая тревожность может быть у людей, у которых нет патологий и которые никогда не обращались к логопеду. Но у них есть субъективное ощущение, что их речь некрасива, что они не умеют выражать мысли, что голос некрасивый и много другое.

Найти решение проблемы в себе

– Эта психологическая проблема возникает, в том числе, из-за низкой самооценки или самооценки зависимой и неустойчивой, когда отношение к себе меняется от отношения окружающих. Как выяснилось в исследовании, для людей с речевой тревожностью свойственны негативные убеждения о себе и о мире, которые заложены в раннем детстве. Ощущения собственной беспомощности, неадекватности и дефектности, которые не связаны с реальным дефектом. В этом случае людям с речевой тревожностью может помочь справиться психолог.

Поддержим правильно

– Напрямую помогать сложно. Тревога побуждается внутренними факторами. Человек очень чувствителен к реакции аудитории. Самая адекватная реакция в этом случае – это дружелюбное внимание. Без попытки подсказывать слова (многие говорят, что это один из самых ужасных моментов), не торопить, не демонстрировать испуг и жалость, волнение за человека. Практически любой симптом усиливается при повышении внимания к человеку, поэтому внешним наблюдателям подчеркивать, акцентировать, проявлять элементы жалости точно не нужно. Можно после выступления похвалить, но не за каждое выговоренное слово – опять же без подчеркнутого внимания, без зацикливания на теме заикания.

А может быть наоборот

– Были случаи, когда люди после переживания острого стресса переставали заикаться. Клин клином, как говорится. Был очаг возбуждения, связанный с речевой тревожностью и с нарушенной речью. А сверхстимул перетянул на себя эту доминанту и разобусловил рефлекс (разорвал связи).

Слышала, что кто-то из советских актеров заикался в детстве, а в период Отечественной войны стал свидетелем страшной ситуации – и перестал заикаться. Многие перестают заикаться, когда поют или читают стихи. Некоторые логопеды работают именно так. Задается ритм, включается музыка и благодаря рифмам и ударным слогам человек проще подчиняется темпу и четче структурирует речь. Это как подсказка.

Клеймить – это не этично!

– В современном мире уже давно никто не называет людей с особенностями речи заиками. Это неэтично и очень грубо. Мы стараемся не давать человеку наименований, исходя из его диагноза. Не вешать ярлыки, не наделять статусом на основании проблемы (и вам советуем! – прим. автора).

Александра СМОЛЯНИНОВА

1 670 просмотров

Related posts

Катя, возьми телефон!

Анна Загоруйко

Как понять тебя, подросток? Рассказывает психолог ИГН АлтГУ Татьяна Геннадьевна Волкова

Юлия Дильман

Сижу на digital-диете