«Катюша», «День Победы», «Офицеры», «Нам нужна одна победа», «Прощание славянки»… Все мы знаем слова военных песен, мотивы маршей. Как эта музыка помогала солдатам поддерживать боевой дух, воспитывала патриотизм и укрепляла веру граждан! Кому, как не музыкантам, лучше знать о предназначении и силе музыки. Студенты и преподаватели кафедры искусств рассказали «ЗН» о своих любимых произведениях и композиторах.
Олеся Сергеевна Михайлова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств ИГН:
– Во все времена музыке отводилась особая роль в военных конфликтах. Ведь не случайно наш великий полководец генералиссимус Александр Суворов говорил: «Музыка удваивает и утраивает армию». И действительно: в музыке заключена великая сила, она оказывает невероятное воздействие на человека, особенно на войне. С первых дней Великой Отечественной войны наших бойцов сопровождали песни. Они поднимали боевой дух, придавали солдатам сил, укрепляли веру в победу и были лекарством, помогающим залечивать тяжелые раны. И, несмотря на трудности военного времени, песни действительно звучали везде. Их транслировали по радио, печатали в газетах и журналах. Если мы посмотрим на фронтовые газеты, то увидим, что рядом со сводками Советского информбюро зачастую опубликованы песни и сообщения о выходе песенных сборников. Они издавались даже в осажденном Ленинграде: в период блокады там работали три типографии, которые выпустили более полутысячи песен.
Главное музыкальное произведение войны
– Для меня самое главное произведение Великой отечественной войны – 7-я симфония Дмитрия Шостаковича, которая называется «Ленинградская». Это величайшее произведение – символ силы духа нашего народа. История создания этой симфонии, ее первых исполнений уникальна и пробирает до слез. Шостакович первые месяцы войны находился в Ленинграде. Он буквально осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт. Однако каждый раз получал отказ. В итоге он вступил в ополчение, дежурил на крышах домов и тушил зажигательные бомбы, сбрасываемые фашистами на город. В свободное от дежурств время Шостакович сочинял симфонию. Позднее он скажет, что в этом произведении стремился «запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается». Он мечтал, чтобы эта симфония была исполнена в Ленинграде. И осажденный город готовился к ее исполнению, несмотря на огромные трудности. Люди умирали от голода тысячами. С трудом удалось собрать оркестр. На первую репетицию из 80 человек состава пришло всего 15, и многие из них не могли играть – просто не было сил. Именно поэтому эти репетиции длились по 15 минут. 9 августа 1942 года, в тот самый день, когда по плану Гитлера Ленинград должен был пасть, в городской филармонии прозвучала 7-я симфония Шостаковича. После финальных аккордов зал поднялся с мест. Представляете? Из последних сил, опираясь на спинки кресел, люди аплодировали стоя! Концерт транслировался по радио и громкоговорителям, то есть симфонию слышали не только жители города, но и немецкие войска. Немцы, конечно, были в изумлении: для многих из них, считавших, что город умирает, этот концерт стал большим потрясением.
Еще о подвигах музыкантов
– Расскажу интересную историю, связанную с нашими земляками. Это случилось в 1942 году, когда шли бои под Сталинградом. На этом участке фронта сражались бойцы из стрелковой дивизии, сформированной в Барнауле (в те годы она была 298-я, а сейчас известна как 80-я – в честь нее названа одна из улиц нашего города). Бойцам была поставлена задача взять штурмом укрепленный поселок. И нашему земляку, военному дирижеру Илье Семеновичу Кухмистеру, было поручено возглавить духовой оркестр и по сигналу начать исполнять «Интернационал», двигаясь вместе с наступающими частями на штурм поселка. Оркестр должен был играть все время, пока шел бой. И музыканты играли. Штурм был трудным, но наши воины, воодушевленные гимном, одержали победу – поселок был взят.
«Землянка»
– За годы войны было написано огромное количество песен, и у каждой из них своя трогательная история. Их сочиняли и на фронте, и в тылу. Интересная история создания у знаменитой песни «Землянка» (у нее даже есть памятник в деревне Кашино Московской области). Автор стихотворения и не предполагал, что пишет слова для одной из самых известных и любимых песен войны. А случилось это так: военный корреспондент Алексей Сурков с группой журналистов приехал в Кашино, чтобы написать репортаж о подвигах сражающейся там стрелковой дивизии. Однако они сразу попали в окружение, выбираться из него пришлось по минному полю. Когда добрались до своих, разместились в землянке. Под впечатлением от тяжелого дня Сурков стал писать письмо жене в стихах. Спустя несколько месяцев к нему в редакцию пришел композитор Константин Листов и попросил «какой-нибудь текст, чтобы написать песню». Сурков отдал ему эти стихи из фронтового блокнота. Через неделю песня была готова.
Музыка спасает жизнь
– Один из моих любимых фильмов о войне – «Пианист», снятый режиссером Романом Полански в 2002 году. В нем показаны реальные события: история жизни Владислава Шпильмана, польского композитора и пианиста, еврея по национальности, который испытал все ужасы жизни в нацистском гетто. Вся его семья погибла в лагере смерти, а он спасся чудом. В фильме есть удивительная сцена: Шпильман, пытаясь найти еду в одном из уцелевших домов, сталкивается с немецким офицером. Тот начинает допрашивать его и выясняет, что перед ним музыкант. Немец приказывает сыграть на пианино, стоявшем в комнате. И Шпильман, несколько лет не садившийся за инструмент, едва стоящий на ногах от истощения, начинает играть. Впечатленный его исполнением, немецкий офицер не только прячет Шпильмана от своих сослуживцев, но и тайком носит ему еду. Это еще один из исторических примеров удивительного воздействия музыки. Она действительно может спасти жизнь.
Музыкальный символ войны
– Я бы хотела рассказать о песне, которая стала символом Великой Отечественной войны – «Священная война». Слова написал Василий Лебедев-Кумач. И что интересно – они были опубликованы в газете «Красная звезда» 24 июня 1941 года, то есть на третий день войны! Эта газета попала в руки руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной армии Александру Александрову. Он прочитал стихотворение и за день написал к нему музыку. И уже 26 июня эта песня звучала на Белорусском вокзале, когда солдаты отправлялись на фронт. А осенью 1941 года эта песня стала народным гимном. Вообще, конечно, это удивительная песня. Мы знаем ее как песню-марш, однако написана она в трехдольном размере.
Илья Клинцов, трубач:
– Мой любимый композитор времен Великой Отечественной войны – Александр Васильевич Александров, настоящая фамилия Коптелев. Он был начальником, художественным руководителем и главным дирижером Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной армии имени М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии имени Александрова), а также народным артистом СССР, автором музыки Гимна СССР и положенного на ту же мелодию Гимна Российской Федерации. Мне кажется, одним из самых главных достижений композитора стало произведение «Священная война», известное всем как минимум по первой строчке: «Вставай, страна огромная». Во время Великой Отечественной войны эта песня исполнялась каждое утро по всесоюзному радио после боя Кремлевских курантов. Она играла огромную роль в поддержании морального духа воинов, способствовала пробуждению неисчерпаемых сил в боях. Песня соединяет «грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность». По моему мнению, именно эти черты дали ей такой невероятный успех. Интересный факт: в честь этого произведения на фасаде Белорусского вокзала в Москве была установлена мемориальная доска «Священная война», посвященная первому исполнению песни.
Елизавета Зимонина, флейтистка:
– Музыка на войне, прежде всего, была предназначена для того, чтобы поднимать боевой дух. Далеко не каждая музыка может справиться с этой задачей: трогать душу и давать надежду. Поистине военной музыкой считаются марши. К этому жанру прибегали многие композиторы всех времен. Но именно по-настоящему оставить свою душу в военной музыке может лишь военный. Одним из таких композиторов был Семен Чернецкий – дирижер, генерал-майор, главный руководитель всех военных оркестров 1924–1949 годов. Как он писал марши – не писал никто. Плотное, торжественное звучание, от которого всегда мурашки по коже. В зависимости от ситуации написания и названия марш передает конкретные эмоции. Например, марш Чернецкого «Будапешт» имеет очень целеустремленное настроение, создается иллюзия бесконечного движения и пути. Ведь именно под этот марш Красная армия проходила через город Будапешт. А вот марш «Парад» звучит упруго, торжественно, светло, с чувством завершенности.
Василиса Казарина, пианистка:
– Несомненно, в годы войны музыка играла огромную роль в жизни каждого. Песни пробирают до глубины души, не дают пасть духом, заставляют быть сильными, стоять до последнего за свою Родину, верить в победу. Хотелось бы рассказать об одной величайшей певице ВОВ – Клавдии Ивановне Шульженко. Невероятно сильная и храбрая женщина, которая сотни раз выступала перед бойцами на передовой, в госпиталях перед ранеными. Ее песня «Синий платочек» стала одним из символов победы. Несмотря на условия, в которых ей приходилось жить, она всегда выглядела потрясающе, выступала исключительно в платьях и туфлях. Не могу представить, как сложно ей было. Однажды ей пришлось взбираться на кузов грузовика, чтобы выступить – и она сломала каблук. Но не подала виду и выступила на цыпочках, чтобы создать для солдат ощущение праздника, свободы и мира. А во время бомбежек с воздуха Клавдия Ивановна прижимала к себе свой чемодан с платьями и кричала: «Только не в платья, фашистская сволочь! Только не в платья!» Каждый раз Клавдия Шульженко рисковала жизнью, но не переставала радовать солдат своими песнями. И я ей искренне восхищаюсь!
Александра СМОЛЯНИНОВА