Фото Марии ДУБОВСКОЙ
Аликбер Калабекович Аликберов – российский востоковед, историк и исламовед, доктор исторических наук, директор Института востоковедения РАН. Главный редактор научного журнала «Ориенталистика». Он прилетел на форум, чтобы рассказать о концепции славяно-тюркского единства с точки зрения разрабатываемого им многомерного подхода. «ЗН» расспросила его о феномене российского ислама, значимости работы востоковедов и тюркологов.
– Вы специалист по российскому исламу. В чем заключается его феномен?
– Долгое время наши мусульманские соотечественники находились под сильным идеологическим влиянием ближневосточного, точнее, арабского ислама. Многие молодые мусульмане приезжали учиться в арабские страны – и возвращались с новыми идеями, которые противоречили местным традициям. Почему? Дело в том, что мусульманские традиции имеют свои региональные особенности в каждой стране. В исламских образовательных центрах на Ближнем Востоке россиянам внушали, что у них не так исполняют религиозные обряды, верующие пренебрегают обязательными для соблюдения религиозными запретами, искажают ценности настоящего ислама, впадают в заблуждения, и истинный ислам преподается только у них. Но мусульмане на Востоке просто не понимают нашу историю, культуру, что на протяжении столетий мы – православные, мусульмане, буддисты и так далее – живем бок о бок друг с другом, наши предки накопили огромный опыт конструктивного сотрудничества. Это важный исторический фактор, который влияет на формирование гражданской идентичности. Ислам на территории России имеет многовековую историю, которой без малого 14 веков: в конце октября проведением Международной научной конференции в Москве, посвященной исламскому культурно-историческому наследию города Дербента, мы отмечаем 1380-летие ислама в нашей стране. Ислам впервые появился в Дербенте в 643/644 г., еще при жизни первых халифов, участниками этой первой экспедиции были такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как Абу Хурайра и Салман ал-Фариси. То есть российский ислам и сам имеет глубокие корни, ему не нужны внешние источники для своего самоутверждения. Кстати говоря, в арабских странах сейчас развиваются концепции отечественного ислама. В Алжире, например, имам должен представлять традиционный мазхаб, согласно концепции народного имама. Это значит: если хочешь получить право проповедовать в мечети, ты должен не представлять народ Алжира, но и защищать его, а не призывать к поиску врагов в лице кого бы то не было, неверующих или заблуждающихся. Тем самым общество обеспечивает себе религиозное единство и политическую консолидацию.
– Обозначьте перспективы сотрудничества между РАН и АлтГУ.
– На сегодняшний день между Институтом востоковедения РАН и Алтайским государственным университетом подписан меморандум о сотрудничестве, который нам еще предстоит наполнить реальным содержанием. Наш институт предлагаем практику для студентов, программы подготовки для аспирантов и докторантов, стажировки для научных работников, совместные экспедиции, в том числе международные. В частности, у нас 12 международных археологических экспедиций – в Египте, Сирии, Ираке, Судане, Абхазии, Таджикистане, Каракалпакии и других странах. Мы будем очень рады видеть в нституте коллег из Алтайского госуниверситета.
– Быть востоковедом и тюркологом в наше время – востребовано?
– Безусловно. Обращу ваше внимание, что сейчас можно стать очень узким специалистом, например, по древней рунике. Таких специалистов не хватает, они нужны государству. Кроме того, тюркологам открыты тайны древних цивилизаций, вы можете не только сохранить, но и приумножить свою историю, культуру, развивать науку, сделав значимое для нее открытие. Обращаюсь к студентам: пробивайте стажировки, общайтесь с вашими учеными, приезжайте к нам, мы – институты Российской академии наук, которой в следующем году исполняется 300 лет, – будем очень рады видеть вас в Москве, на стажировке.
– Если говорить о палестино-израильском конфликте: насколько эта проблема актуальна для востоковедения?
– Арабо-израильский конфликт и проблема создания палестинского государства уже много десятилетий находятся в центре внимания востоковедов, хотя после событий «Арабской весны» и активизации исламистов в Сирии и Ираке они отошли на второй план. В наши дни этот застарелый конфликт вновь актуализировался. Конечно, трудно найти оправдание террористической атаке на мирных жителей, повлекшей за собой огромное число человеческих трагедий, которым мы, безусловно, сопереживаем. С другой стороны, палестинцы тоже имеют право на свою политическую субъектность, а не только на автономию внутри Израиля. Нужна сказать, что именно такой комбинированный подход сегодня разделяет и российская дипломатия. Трудно сказать, в каком направлении будут развиваться события, учитывая сложный международный контекст событий, однако риск появления нового очага крупного и продолжительного конфликта с молопрогнозируемыми последствиями для региона и даже всего мира велик, как никогда.
– Аликбер Калабекович, что для вас значит этот форум?
– Любой форум такого рода дает возможность продвигать научные идеи, в том числе важные для общества и государства. Конкретно на этом форуме поднята идея исторического единства славянских и тюркских народов. Можно сказать, что именно взаимодействие и союз этих народов позволило России стать крупнейшим государством мира. Ведь наша страна расширялась на Восток, прирастала Сибирью, Дальним Востоком, а это в основном территории, которую занимали носители алтайских языков – прежде всего, тюркские, монгольские и тунгусские народы. Можно сказать, что в определенном смысле Алтай – это один из ключевых регионов формирования тюркских народов, большая часть которых входит в семью российских народов. Россия как раз прекрасна своим богатым этническим и культурным многообразием, которое делает нашу страну особенной. Алтайское направление исследований имеет особое значение, учитывая роль тюркских и шире алтайских народов в истории России.
Эля ПЕТРЕНЕВА