В тренде

«Авионикс»: раз-два – и полетели!

Образование стремительно меняется, появляются все новые и новые дисциплины. Студенты и школьники осваивают инновационные технологии для того, чтобы быть еще более компетентными специалистами в будущем. Про один из таких амбициозных проектов, реализуемых в Алтайском государственном университете, «Авионикс», рассказал Вадим Владимирович Бескороваев, начальник отдела учета и эксплуатации оборудования. «ЗН» узнала, что такое «Авионикс» и как можно развивать периферийное мышление с помощью беспилотных авиационных систем.

Управлять, обслуживать, эксплуатировать

«Авионикс» – школа управления и моделирования беспилотных летательных аппаратов для детей до 14 лет. Проект создан на базе Дома научных коллабораций им. В. И. Верещагина и существует уже два года. Отработав занятия на практике с детьми, в программу стали включать и студентов. Главная задача проекта – популяризация беспилотных авиационных систем. Благодаря «Авиониксу» дети учатся управлять беспилотниками, обслуживать и эксплуатировать их. То есть это обучение от конструирования и сборки до эксплуатации БПЛА. Программа для школьников ведется в течение года, с сентября до мая. За это время мы разбираем конструирование дронов, учим пилотировать, обрабатывать данные с беспилотника и, конечно, уделяем большое внимание технике безопасности. Сейчас в центре ДНК около 30 дронов: 12 программируемых, 15 для взрослых. Ожидается поставка еще двух гоночных дронов по грантовой поддержке.

Дроны на миллион

Проект «Авионикс» полностью ведется за счет грантов, у него нет индустриальных партнеров. Сейчас реализуется грант от Росмолодежи на 1 000 000 рублей. В рамках гранта были поставлены определенные цели: проведение выездных мероприятий и соревнований, а также обучение студентов. Первое выездное мероприятие прошло в детском лагере «Юность», расположенном в Егорьевском районе Алтайского края. За пару дней примерно 150 детей смогли посмотреть на управление дронов со стороны и поработать с ними самостоятельно. Безусловно, дети были очень заинтересованы. Следующее мероприятие прошло в Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета. В работу с дронами мы привлекли примерно столько же, 300 человек. Постарались сделать так, чтобы каждый смог попробовать себя в управлении БПЛА. Также было проведено шестинедельное обучение для 60 студентов из колледжа АлтГУ. На занятиях с ними мы разбирали законодательную часть работы с дронами: правильная подача заявки на полеты, согласование съемки, выбор территории, где съемки разрешены. Учили и пилотированию. Итог грантовой поддержки – закупка оборудования и подготовка гоночной трассы для дронов с автоматическим взлетом, посадкой. Ее можно использовать для крупных соревнований регионального уровня. Для трассы такого статуса нужен определенный пакет документов и условий, которые у нас есть. Поставка ожидается в самое ближайшее время. Проведение соревнований также включено в грант. Они должны пройти 24 ноября.

Все необходимое

Проект развивается самостоятельно, люди приходят к нам без рекламы. За год удалось набрать две группы к уже двум существующим. Можно сказать, что свою популярность мы получили благодаря сарафанному радио. Для обучения есть все, что нужно: пульты, зарядные устройства, батарейки. На законодательном уровне мы не имеем права заниматься с детьми до 14 лет на дронах массой свыше 150 граммов. Запуск производится в закрытом помещении, внутри специального сетчатого куба. В общем, все необходимые условия соблюдаются. Управление беспилотниками – непростое управление. Дети развивают периферийное мышление: работа двумя руками одновременно, видение себя со стороны во время процесса развивает и ускоряет работу мозга. Развивается мелкая моторика. К тому же дрон – программированный комплекс, который выполняет сложные задачи. Со знаниями программирования можно пойти в любую отрасль, ведь что для дронов, что для сайтов – язык программирования один.

Почему дроны – это актуально?

Тема беспилотных летательных аппаратов актуальна еще с 2010-х годов и была популярна за рубежом. Дроны – это удобно. Его можно запустить в небезопасное для человека место. То есть, можно сказать, что первостепенная задача дрона – заменить человека на опасных объектах. Беспилотники с нами надолго, но законодательная база еще не готова. Тем не менее стратегии развития этого направления были составлены еще в 2016 году, и с того момента на развитие БПЛА выделяется большая финансовая поддержка.

Записаться на обучение БПЛА можно непосредственно в ДНК АлтГУ. Группы разделены по времени: две утренние и две вечерние. Узнать подробности можно в сообществе «ВКонтакте» Центра ДНК или позвонить по телефонам: (3852) 29-66-23, +7 923 009-40-68, +7 960 951-19-01.

Эльвира ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА

146 просмотров

Related posts

Инженеры здоровья