Музыка была неотъемлемой частью военного быта: полковые оркестры, выезды артистов на фронт, пластинки… Песни времен Великой Отечественной войны знают все. «ЗН» решила рассказать о трех вальсах, написанных в разное время, но получивших популярность во время и после войны.
На сопках Маньчжурии
Этот вальс был написан еще в начале ХХ века в память о солдатах, героически погибших в Мукденском сражении русско-японской войны 1904–1905 годов. Изначально произведение имело название «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». В феврале 1905 года 214-й пехотный Мокшанский полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник отдал приказ: «Знамя и оркестр – вперед!..». Капельмейстер (военный дирижер) Илья Шатров вывел оркестр из окопов и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и в конце концов прорвал окружение. В бою погиб командир полка, от 4000 личного состава полка осталось 700 человек, из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены Георгиевскими крестами, Шатров – офицерским орденом Святого Станислава III степени с мечами, а оркестр удостоен почетных серебряных труб.
Вальс, написанный в 1908 году, исполнялся до революции. Вторая волна популярности, не заканчивающаяся до сих пор, началась во время войны с милитаристской Японией.
Синий платочек
Музыку для этого вальса написал польский композитор Ежи Петерсбурский в 1939 году, который работал в белостокском оркестре «Голубой джаз». Во время гастролей в Москве поэт и драматург Яков Галицкий обратил внимание на яркую, напевную мелодию и тут же в зале записал в блокноте возникший в его воображении текст. Встретившись после концерта с Петерсбурским в гостинице, Галицкий показал ему свои черновые наброски, композитору текст понравился.
Новая лирическая песня была тепло принята публикой и очень быстро стала шлягером. Ее стали включать в свой репертуар известные исполнители: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин, Екатерина Юровская. В 1940 году «Синий платочек» был дважды записан на пластинку: 24 сентября в Москве его напела И. Юрьева, а в ноябре в Ленинграде – Е. Юровская. Песню подхватили различные певцы и оркестры, она зазвучала на танцплощадках, став одной из самых популярных в последний предвоенный год.
В 1941 году появилась песня «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» на музыку Петерсбурского. Привычный же «Синий платочек» появился в 1942 году, когда песню исполнила Клавдия Шульженко. Впервые «Синий платочек» на слова Максимова с огромным успехом прозвучал на концерте для военных железнодорожников 12 апреля 1942 года. Певица и поэт были награждены невиданным во фронтовых условиях подарком – куском торта и стаканом клюквы! Летчики истребительного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, прикрывающие с воздуха «Дорогу жизни», говорили, что «песни К. Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою. А «Синий платочек» останется с нами на всю жизнь».
Дунайские волны
Знаменитый вальс долгое время считался старинным русским вальсом. Но на самом деле автор Ион Иванович – румынский композитор сербского происхождения. За всю жизнь он сочинил более ста произведений, но только одно стало известно на весь мир.
В какой-то момент имя автора было утрачено и вальс «Дунайские волны» долгое время считался старинным русским вальсом и под такой рубрикацией публиковался в нотных изданиях и сборниках, выпускаемых в стране.
Рано оставшись сиротой, будущий композитор пастушонком научился играть на свирели, рожке и тем зарабатывал себе кусок хлеба, играя на свадьбах, народных гуляньях. Был призван в армию, попал в духовой оркестр. Там проявились и развились его музыкальные способности. Ион Иванович познакомился и подружился с талантливым музыкантом и педагогом Эмилем Лером, сыгравшим благотворную роль в формировании и развитии его художественного вкуса, становлении его как композитора и дирижера. По рекомендации Лера Ивановича направляют в город Галац, на должность капельмейстера духового оркестра 6-го полка. Именно там, в Галаце, и прошли лучшие и наиболее плодотворные в творческом отношении годы жизни композитора. В этом городе в 1880 году и был написан вальс «Дунайские волны», обессмертивший его имя.
У нас в стране мелодию вальса больше знают как шлягер на слова Евгения Долматовского. Поэт сочинил эти стихи по просьбе Леонида Утесова для одной из первых послевоенных программ джаз-оркестра, которым тот руководил. Тогда песня Долматовского на музыку Ивановича была записана на пластинку, прозвучала по радио, полюбилась и запомнилась слушателям.
Звучит она и сегодня, оставаясь волнующим воспоминанием о боях и походах, о нержавеющей солдатской дружбе и братстве народов.
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ