O tempora, o mores!

Цифровой шопоголизм

Маркетплейсы стали неотъемлемой частью нашей жизни. Там выбор товаров – очень широкий, на любой вкус и цвет. Удобство, скорость доставки, бесконечные акции и красивые картинки, безусловно, подогревают интерес и провоцируют на покупки…

Не так давно я решила проверить сумму выкупа на всем известном маркетплейсе. И была в шоке. Накопилась очень кругленькая сумма за два года: более 150 тысяч рублей. Правда, частенько через меня заказывает мама, так что треть этой суммы, можно сказать, не считается. И могу сказать: самое ценное из всего, что я купила, – комод. Бежевый и вместительный. Все остальное, можно сказать, утекло как вода. Косметика кончилась, одежда износилась… В общем, этот факт и подтолкнул меня разобраться с зависимостью от маркетплейсов.

Итак, в первую очередь нужно разобраться с тем, что такое эта зависимость. По сути, это тот же самый шопоголизм, только желаемое осуществляется еще проще и быстрее. Ведь даже ходить никуда не нужно, все товары – под рукой. Бери и заказывай! Да и морально тратить виртуальные деньги намного проще. Смотря на электронный кошелек, не ощущаешь реальной ценности денежных средств. А вот держа в руках настоящие купюры, ты физически чувствуешь, сколько имеешь и сколько из этого можешь потратить. Следует отметить, что шопоголики – проблема и для продавцов. Кажется, что такой человек, который много покупает, очень даже выгоден для них. Но нет. И вот почему: такие люди часто возвращают свои покупки обратно, так как не могут оплатить заказ или хотят приобрести что-то еще более выгодное.

Увы, к зависимости приводит борьба с тревогой, депрессией. В случае шопоголизма, в том числе и нашей зависимости от маркетплейсов, люди с тревожностью и другими проблемами попадают на эту денежную удочку чаще. Такие люди покупают без необходимости, им важен сам процесс, удовольствие, ощущение контроля своей жизни и той свободы, которую дают онлайн-покупки.

Тревожность временно проходит.

Другой момент: бывает, что зависимому не хватает на жизненно необходимые вещи, на еду, скажем. А он все равно первым делом тратится на все, кроме продуктов. Затем берет рассрочку, кредит, чтобы оплатить все и сразу. Но это не помогает. Образ жизни остается прежним, и человек все время сидит в долговой яме. Становится даже хуже. А что, если зависимого человека просто ограничить в покупках? В таком случае люди могут сорваться, начать страдать из-за агрессии, депрессия усугубится. Прямой запрет вряд ли поможет. Надо копать глубже.

Как же себе помочь? Для начала нужно посчитать все свои доходы и расходы, то есть спланировать бюджет. Так станет понятно, сколько денег можно потратить на то или другое. Отдельный пункт – траты на маркетплейсы. Если сумма большая, устанавливайте лимит. Но и это не радикальное решение. Лучшее, что можно сделать: записаться к психотерапевту, чтобы изжить зависимость внутри себя.

Признаки зависимости от маркетплейсов

  • Мониторинг акций, названий магазинов, цен на товары
  • Ежедневный просмотр отзывов
  • Частый поход на пункт выдачи за товарами
  • Еженедельное получение заказов курьерской доставкой
  • Неоправданная покупка однотипных вещей
  • Импульсивное совершение покупки

Эля Петренева

412 просмотров