В юбилей института математики и информационных технологий «ЗН» решила серьезно поговорить о математике. В качестве собеседника мы выбрали Сергея Вадимовича Дронова, доцента кафедры математического анализа АлтГУ, кандидата физико-математических наук, специалиста по матстатистике. Публикуем самые интересные тезисы нашего эксперта.
Можно. И не сложно?
Математика – это все. Представьте: ребенок говорит «агу», мать прячется за шторкой, выглядывает и улыбается, а ребенок смеется – это математика. Почему? Соответствующий раздел математики называется «распознавание образов». Именно им, как ни удивительно, и занимается ребенок. Он узнал мать, понял, что она рядом и никуда не ушла. А это уже математика! Если задуматься, то ничего, кроме математики, вокруг нас и нет. Все завязано на ней. Например, просыпаясь утром, вы решаете идти на учебу или работу. Процесс принятия решения – обработка данных. Вы используете свой предыдущий опыт и оцениваете последствия, а уже затем выбираете наилучший для себя вариант. Замечу: математике можно научиться, никакого особого склада ума для этого не нужно. Есть такая теория, что человек рождается со способностями ко всему. Только потом отсеиваются те, которые не развиваются. Поэтому, если, условно говоря, ребенок начнет серьезно заниматься математикой до 8–9-го класса, то ее успешное освоение практически гарантировано. Это как с языками – чем раньше, тем лучше. Кстати об этом: математика применяется даже в филологии! Например, математика успешно справляется с анализом текста для уверенного определения его автора. Есть еще другая интересная задача – универсальный перевод с любого языка, к которому можно подойти математически. В силу каких-то пока не объясненных наукой обстоятельств многие звуки имеют особую эмоциональную окраску в любой человеческой культуре. Даже есть статические таблицы, которые позволяют по сочетанию звуков в слове (не важно, в каком именно языке) позиционировать его по 17 шкалам. Это, например, «мягкий – твердый», «мужественный – женственный», «приятный – противный» и так далее. Иначе говоря, любое слово можно разместить на этих шкалах и так понять его значение, правда, очень приближенно. Тем не менее, получается, математика работает даже здесь!
Синтез: математика + химия
Я учился в Новосибирском государственном университете. После окончания вуза занимался проблемами органической химии. Тогда председатель Сибирского отделения Российской академии наук Валентин Афанасьевич Коптюг прилетел из США, где ему показали программу органического синтеза. Это была компьютерная программа, в которую вносят формулы имеющихся веществ и формулу вещества, которую нужно получить. После обработки данных программа строит процесс синтеза заданного органического вещества. Наша группа молодых математиков пыталась создать отечественный аналог такой программы. К сожалению, работа не была закончена, но в результате в НГУ была открыта специальность «математическая химия».
Идут в медицину
У меня большая учебная нагрузка. Это прежде всего теория вероятностей, математическая статистика, многомерные математические методы, теория случайных процессов, применение методов статистики в сфере доказательной медицины. Свои курсы стараюсь делать практикоориентированными, наполненными, всеохватывающими. И понятными, конечно (насколько это возможно). Студенты сейчас не так что бы активно стремятся к знаниям, поэтому на экзамене стараюсь никого не мучать. Тем не менее у них к концу обучения в университете формируется такая база, которая позволяет занимать серьезные должности. По итогу наши выпускники часто работают в медицине: занимаются компьютерной томографией, диагностическими процедурами. Оно и понятно, медицина – непрерывный поставщик данных.
Это предел
Если говорить о научных интересах, то мой основной – интеллектуальный анализ данных. Мои последние работы за 10–15 лет связаны с выявлением связей между показателями, характеризацией этих связей, кластерным анализом (разбиением на группы), нечисловыми данными. Также раньше я работал в области альтернативной теории множеств, но в России это направление так и не развилось. Интерес сошел на нет. А перспективы были интересные. Например, студенту (даже математику) тяжело воспринимать определение предела «для каждого эпсилон, большего нуля, существует дельта, большее нуля, такое, что для любого икс…» и т.д. А вот при переходе на язык альтернативной теории множеств это заменяется на «при икс, неотличимом от икс нулевое, значение функции неотличимо от а», что понимать значительно легче.
Поздравление
Преподаватели ИМИТ, мои коллеги – героические люди. По сути математики – индивидуалисты, сами по себе. Удивительно и прекрасно, что, несмотря на это, наш коллектив держится одной большой командой. Обучать студентов математике – важно, и если прекратить это делать, то это для всех закончится плохо. Хотелось бы выразить благодарность директору института Евгению Журавлеву, в прошлом одному из моих лучших студентов, за бесконечные старания и работу. И, конечно, спасибо коллегам за такой ценный труд. Математику нужно поддерживать!
Эля ПЕТРЕНЕВА
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА