Цикл трендов

Future Nostalgia

Уверены, никто не будет спорить с тем, что мода – цикличная штука. Еще пару лет назад джинсы на низкой посадке, эффект «пленки» и диско считались моветоном, а сейчас – одни из главных молодежных трендов. Почему дизайнеры и крупные бренды обращаются к прошлому, чтобы привлечь современных покупателей? Разбираемся с «ЗН».

Разберем этот феномен с дизайнерской точки зрения. В 2020-м танцпол взорвала Дуа Липа со своим альбомом Future Nostalgia, а The Weeknd до сих пор занимает высокие позиции со своим треком Blinding Lights, которые заставили современных музыкантов обратиться к эре синтвейва 80-х и RnB ранних двухтысячных. Оформление соответствующее – яркие пленочные фото с зеленоватыми тенями, однотонная одежда пастельных тонов. Почему же это произошло именно в 20-м году? Есть одна интересная теория, которая гласит, что каждые 20 лет тренды повторяются, тем самым образуя бесконечный цикл повторения моды прошлого. И ведь правда – в восьмидесятые музыкальной сценой правил синти-поп, в 90-е – рок, в двухтысячные снова синти-поп, в 10-е – снова рок.

То же самое и с визуальными трендами. Пока миллениалы добивают остатки «бежевой эстетики», которая успела надоесть абсолютно всем, современные дизайнеры смотрят в сторону забытых трендов в поисках необычных решений. Например, в последнее время все чаще и чаще можно увидеть работы в стиле «Мемфис». Его можно охарактеризовать использованием ломаных геометрических форм и ярких, «вырвиглазных» цветов при создании абстрактных паттернов и 3D-композиций. Самый яркий пример – популярность компьютерной игры Cruelty Squad, которая выглядит как самый странный сон, который вам снился.

В случае с ретродизайном ключевую роль, вероятно, сыграли не столько ностальгия по эстетике эпохи, сколько желание поэкспериментировать с культовыми стилями и адаптировать их под наши реалии. Современные дизайнеры снова стали бороться с правилами и канонами, находясь в поиске чего-то оригинального и уникального. Таким образом, мы все чаще можем заметить странные металлические текстуры, необычные ассиметричные формы и непривычно яркие цвета. Этот подход к дизайну обусловлен желанием отказаться от скучного корпоративного стиля, того самого «бежевого дизайна», намерением уйти от всего привычного. Подобные приемы можно увидеть и, например, в дизайне бижутерии. Интернет-магазин DENJEWERLY предлагает огромное количество странных дизайнов, сочетающих брутальные и ломаные металлические конструкции с драгоценными камнями.

Феномен возвращения моды на поздние 90-е и двухтысячные можно также рассмотреть с философской и психологической точки зрения. Ностальгия в дизайне позволяет привлечь аудиторию на эмоциональном уровне благодаря образам, звукам, запахам и вкусам. Она помогает создавать продукты, которые будут казаться привычными, даже если не являются аналогами чего-то из прошлого. Вспомним уже упомянутый в нашем материале про ностальгию «Почему и по чему мы ностальгируем» (№ 34) жанр vaporwave, который полностью построен на феномене ностальгии и искусственно создает ощущение чего-то знакомого путем замедления старых песен и намеренных звуковых искажений. К слову о звуковых искажениях: британская вещательная корпорация BBC отметила, что в 2020 году продажи аудиокассет и виниловых пластинок в Великобритании и США увеличились вдвое. Таким образом продажи достигли самого высокого показателя за последние 15 лет.

Связать это можно с желанием услышать аналоговый «теплый ламповый звук». Многие согласятся с тем, что цифровые записи звучат слишком «бледно». Именно поэтому саунд-дизайнеры смотрят в сторону аналоговых синтезаторов и эффектов, которые намеренно сжимают звук.

Владимир Ярных, доцент кафедры культурологии и дизайна:

– Что ж, мода и правда циклична. Однако по поводу продолжительности цикла есть разные мнения: некоторые дизайнеры выделяют не 20-тилетний, а 30-тилетний цикл моды, и я присматриваюсь именно ко второму.

Фото Марии Дубовской

Доказательство моим словам – тренды конца 2023-го – начала 2024-го. Лента каждого пользователя сейчас состоит из ностальгии по сериалам 90-х, туториалов по созданию glitch-эффектов и ремиксов на хиты того времени. Причем этот эффект захватывает абсолютно всех: новое поколение пытается захватить ту эпоху, в которой не жило, а те, кто вырос в 90-е, хотят вернуть те самые ощущения, которые запомнились им с молодости. Как дизайнер, хочу отметить: 2024 год станет годом глянца, пленки и всего того, что было модно тридцать лет назад. По закономерности, скорее всего, через 10 лет снова станет популярен Web 2.0, который когда-то высмеивался, а сейчас потихоньку начинает снова набирать обороты.

Артем ФЕДОТОВ

276 просмотров

Related posts

На лицо ужасные, добрые внутри