За науку

Хотите поговорить о Боге?

Время на прочтение: 3 минут(ы)

В российский широкий прокат вышел фильм «Еретик» – религиозный триллер с Хью Грантом в главной роли. Корреспондент «ЗН» посмотрел новинку на большом экране и делится впечатлениями о ней.

Фильм начинается со знакомства зрителей с двумя миссионерками из церкви мормонов: сестрами Барнс (Софи Тэтчер) и Пэкстон (Хлоя Ист). Они пришли в дом к некому мистеру Риду (Хью Грант), который захотел, чтобы ему рассказали о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. С первых секунд пребывания девушек в доме зритель понимает: что-то здесь не так и не все так просто, как кажется.

Без лишних сюжетных спойлеров скажу, что мистер Рид ставит под сомнение догмы и структуру всех религий, сводя их к идее тотального контроля. Он сравнивает мировые религии с историей настольной игры «Монополия» и музыкальными альбомами разных исполнителей, показывая, что во всех конфессиях заложена примерно одна и та же идея, а созданы они лишь для того, чтобы удерживать над людьми власть. Этим злодей пытается заставить миссионерок сомневаться в собственных убеждениях, предлагая им выйти из дома через одну из дверей: веры или неверия, после чего в триллере появляются элементы хоррора.

Сюжет «Еретика» отчасти становится ареной для философских дебатов, в которых участие принимает и сам Рид. Он не просто оспаривает религиозные принципы, он заставляет своих собеседниц – и зрителя – пересмотреть собственные убеждения. Момент, когда Рид сравнивает религиозные учения с настольными играми, это не просто метафора, а философское размышление о том, как легко и изобретательно можно создавать новые правила для тех, кто верит в старые. Для многих зрителей такие обсуждения, возможно, покажутся искусственными и переусложненными, но для любителей глубоких интеллектуальных конфликтов – это важная составляющая, придающая фильму особую ценность.

Барнс и Пэкстон – два противоположных персонажа. Барнс – более опытная, но циничная девушка, которая по началу кажется главной героиней фильма, – благодаря своей харизме, в то время как Пэкстон – наивная, искренняя и все еще верящая в силу своего учения. Они символизируют два разных подхода к вере, и в их взаимодействиях с Ридом раскрываются основные темы фильма. Если Барнс сдержанно и рационально отстаивает свою позицию, то Пэкстон погружается в размышления о том, действительно ли то, во что она верит, является истиной.

Режиссеры картины Скотт Бек и Брайан Вудс (сценаристы фильма «Тихое место»), известные своим подходом к созданию напряженных ситуаций, сумели передать напряжение не через визуальные ужасы, а через психологическую динамику и диалоги. Весь первый акт фильма – интеллектуальная игра, в которой каждый диалог становится ловушкой для героинь. Зрителю подаются сложные вопросы, которые выходят за пределы просто религиозных размышлений, превращая фильм в психологический триллер. Второй оставим без объяснений – много спойлеров. В третьем акте картина начинает терять былую остроту. Сюжет переходит к более очевидным режиссерским действиям, что снижает интеллектуальное напряжение, на котором держалась основная линия фильма. Тем не менее атмосферу мрачного ожидания и чувство безысходности в доме мистера Рида режиссеры сохраняют до самого конца.

Безусловно, фильм невозможно представить без блестящей игры Хью Гранта. Его персонаж – это воплощение харизматичного манипулятора, который использует не физическое насилие, а силу слова. Грант удачно избегает типичных злодейских штампов, делая Рида одновременно и пугающим и завораживающим. Его роль, как и вся картина, находится на грани интеллектуального хоррора, где все, что кажется нормальным и логичным, в конечном итоге выходит за пределы привычного понимания.

«Еретик» остается открытым и многозначным в своем финале, заставляя зрителя задуматься, что же на самом деле произошло: было ли чудо или все это было лишь искусно организованной манипуляцией? Открытый финал картины – один из сильнейших элементов фильма, который оставляет пространство для размышлений о вере, истине и личных убеждениях. Фильм не навязывает ответов, оставляя вопрос, что же из этого мы принимаем как свою реальность.

В общем, «Еретик» – фильм, который вырвался за рамки стандартного религиозного хоррора. Сценаристы и режиссеры создали сложную картину, в которой вопросы религии, манипуляций и веры выведены на первый план. Хью Грант играет одного из самых увлекательных антагонистов последнего времени, а философская составляющая фильма делает его интеллектуально насыщенным. Однако не всем зрителям понравится его акцент на диалогах, философских диспутах, так как в какой-то момент фильм теряет динамику и превращается в мрачную, но интеллектуально обремененную пьесу.

Взгляд

В общем, «Еретик» – фильм, который вырвался за рамки стандартного религиозного хоррора. Сценаристы и режиссеры создали сложную картину, в которой вопросы религии, манипуляций и веры выведены на первый план.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

169 просмотров

Related posts

Первый философ. Ушел из жизни основатель политологического образования на Алтае Валентин Баркалов

Сделай вычет, будь человеком!

От пиона до горца Вейриха