Единственный из Сибири

Компромисс Говорухина

Известно, что порядочный человек тот,
кто делает гадости без удовольствия…
Сергей Довлатов

Меня можно назвать поклонником творчества Сергея Довлатова – я прочитал почти все его произведения. Он привлек меня авторским слогом, интересно переданными образами и чувством юмора. Того же я ожидал, когда начинал смотреть фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». У него не самая высокая оценка на медиаплатформах, в среднем люди ставят 7 из 10 баллов. Я согласен с ней, поэтому как порядочный человек пишу гадость, но без удовольствия. Фильм – экранизация сборника новелл Сергея Довлатова «Компромисс» (некоторые сцены также взяты из повести «Ремесло»). Главный герой Андрей Лентулов (в книге его зовут Сергей Довлатов) – свободолюбивый, прямой и дерзкий журналист, пишущий противоречащие линии партии рассказы в стол, переезжает из Ленинграда в Таллин и устраивается на работу в партийную газету «Советская Эстония».

Название кинокартины цитирует одноименное стихотворение Иосифа Бродского, который был лично знаком с Сергеем Довлатовым. Черно-белая цветовая палитра отсылает к фильмам хрущевской оттепели, что хорошо передано в светлых тонах фильма. Также стоит подметить качественную работу художников по костюмам – одежда полностью соответствует духу времени. А вот актерская игра, как и воплощение книжных образов, посредственная. Герой Ивана Колесникова – Андрей Лентулов, ухоженный и сияющий от счастья молодой человек. Мало того что не похож на Сергея Довлатова – высокого, грузного, угрюмого, остроумного с налетом безысходности, так и воплощен не лучшим образом: довлатовские диалоги будто прочитаны, а не сыграны.

Посредственен герой Федора Добронравова – фотохудожник Михаил Жбанков. Раскрытый в сборнике персонаж в фильме стал философствующим, но недалеким алкоголиком. Мне показалась любопытной закономерность: чем более второстепенен персонаж фильма, тем больше он похож на образ из первоисточника и лучше сыгран. Тому пример – Сергей Гармаш в роли капитана милиции (из «Ремесла», кстати) и Борис Каморзин в роли главного редактора «Советской Эстонии» Генриха Францевича. Стоит подметить достаточно точное воплощение сюжета: сцены и диалоги взяты из книг Довлатова практически без изменений. Так что тем, кто не читал первоисточник и не горит большим желанием делать это, можно посмотреть фильм, чтобы получить представление о сюжете. За исключением важной детали – действие фильма происходит в период с 1965 по 1969 годы, хотя в первоисточнике действие происходило в 1972–1975 годах. В кинокартине сюжет разворачивается под конец оттепели, а в книге – уже в эпоху застоя.

Фильм неоднозначен. С одной стороны, это достаточно поверхностное произведение, не раскрыты персонажи и их мотивация. Как и главная мысль фильма: я так и не понял, о чем он. В книге на фоне жизненных историй главного героя красной линией шла мысль о советской системе, ее беспощадности к интеллигенции и альтернативному мнению. А о чем фильм Говорухина? О культуре протеста? О «системе»? Об интеллигенции? О личной истории персонажа? Об оттепели? С другой стороны, если не принимать во внимание то, что это экранизация произведений Сергея Донатовича, то фильм получился более-менее – и внятный сюжет, и вполне понятные герои. Только вот авторы заявляют, что кинокартина является экранизацией…

Этот фильм могут посмотреть как любители Довлатова, так и те, кто с его творчеством не знаком. Для первых это возможность посмотреть, хоть и не на самое удачное воплощение книжных героев и сюжетов на экране. А для вторых просмотр станет первичным знакомством с Сергеем Донатовичем, которое, может, сподвигнет зрителя стать читателем.

Но вывод все равно один – фильм проходной. Если не строить больших ожиданий, то полтора часа, проведенные перед экраном, оставляют нормальное, но пустое впечатление. Не получилось у двух авторов выйти на компромисс.

Не думай и все. Я уже пятнадцать лет не думаю.
А будешь думать — жить не захочется. Все, кто думает, несчастные…
Сергей Довлатов, «Компромисс»

Мстислав ВЯЗАЦНЕВ

496 просмотров

Related posts

Горы, Осетия, кино – «ЗН»!