На первом фото: спектакль «Обыкновненные чудики»
В Барнауле грандиозно завершился шукшинский фестиваль «Здравствуйте, люди!». Он проходил с 18 по 27 сентября в Алтайском краевом театре драмы им. В. М. Шукшина. Редакция газеты «За науку» не осталась в стороне и посетила театральные постановки в честь 95-летия Василия Макаровича (и не только).
Четыре любви
– На одну из театральных постановок «Обыкновенные чудики» попали я и Анна Загоруйко. Мы сразу отметили большой интерес к сцене: зрители спешно раздевались в гардеробной и направлялись в залу. Зайдя внутрь, мы увидели большую сцену, декорации и поющих актеров. В их репертуаре – неожиданно! – «Останусь» («Город 312»), «Районы-кварталы» («Звери») и другие. Песни звучали, пока не погас свет. И зажегся снова – спектакль начался, актеры в образах. Мы слушали истории любви в самых разных ее проявлениях. По крайней мере, так это поняла я. Первая история – про слепую, страстную влюбленность. В ней влюбленные молоды, неопытны, эмоциональны. Девушка безоговорочно влюблена в парня. То, с каким трепетом она ухаживает за ним, несмотря на его безразличие, умиляет и одновременно с тем – расстраивает. Вторая история – про настойчивость, истинное желание получить заветную любовь вопреки всему. Такая назойливость меня испугала, оттолкнула. Так произошло и с героиней. Третья история о любви сквозь года, когда эмоции уже не такие яркие, а сами чувства переходят в привязанность, привычку. Люди будто приедаются друг другу. Но тепло в них – и между ними – продолжает жить. Такая любовь проявляется в понимании, незначительной (казалось бы) помощи, в простом объятии. Четвертая история: любовь несмотря ни на что. Любовь, когда хочется радовать своего ближнего вопреки, а не благодаря. Когда любовь – дороже денег.
Эля ПЕТРЕНЕВА
Подарить или не подарить?
От «Обыкновенных чудиков» ожидалось много – название спектакля действительно в духе Шукшина, интересный жанр этюдов, но совершенно незнакомый Молодежный театр на Фонтанке. Когда мы с Элей заходили в зрительный зал, на сцене расположился небольшой ансамбль – играл всем знакомые песни из репертуара группы «Город-312». Я подумала: «Вот бы они сыграли какую-нибудь песню “Зверей”». Следующую мелодию я узнала с первых нот – это были всем известные «Районы-кварталы». А затем: спектакль. Вообще понравилось, что в нем было много музыки: народные напевы, фрагменты эстрадных песен, сами герои что-то тихо напевали, музыка даже олицетворяла молодость героев одного из этюдов. Все этюды, на первый взгляд, непохожи друг на друга, и кроме простой формулы «о жизни» их не объединить. Однако после спектакля стало понятно, что эти истории объединяет очень тонкая линия – образы чистой любви и заботы о ближнем. Герои спектакля, шукшинские персонажи, – самые обыкновенные люди, название об этом говорит, но в то же время они – «чудики», и эту чудаковатость (в хорошем смысле) они приобретают благодаря своей искренности и преданности своим мечтам. Я все-таки фанат драм и трагедий в духе Шекспира, головоломок Брехта, невыразимой печали Чехова, но такие спектакли, как «Обыкновенные чудики», тоже должны быть. Мне было приятно отвлечься от повседневных дел. В какой-то степени я даже наполнилась чем-то позитивным. Спектакль был простой и смешной, но это ему – только в плюс. Мы с Элей нередко переглядывались и по-доброму смеялись вместе с залом. Больше всего запомнилась история о мужчине, который подарил жене дорогие красивые сапоги, не зная ее размера, да и не задумавшись, где она их будет носить в деревне. Авторская интонация чувствуется: все-таки любовь и желание порадовать важнее, чем такие житейские мелочи. Пойти, что ли, тоже сапоги маме купить…
Анна ЗАГОРУЙКО
Все взаправду
Шукшин – как много в этом имени слилось… Казалось бы, сколько всего уже сказано и написано, снято-переснято. Но нет. Есть, что открывать в творческих недрах этого глубинного русского творца. Помню, как с преподавателем обсуждали Василия Макаровича на первом курсе, где я с живостью сказал, что увлекаюсь творчеством Шукшина. И тут же услышал: «Школьный интерес. Надо большие книги читать!» В душе меня это задело. Как не заденет? Когда сам из деревни, знаю не понаслышке о деревенской жизни, впитанной с молоком матери и на себе прожитой.
А дело было так… Гулял как-то по Ленинскому: шум, гам, суета. Вдруг, в потоке машин мелькнул городской автобус, а во весь борт на нем: «Театральный фестиваль по произведениям В. М. Шукшина “Здравствуйте, люди!”». Наш театр драмы проводит. Загорелся идеей сходить – и как-то запамятовал. Другой раз иду на работу, а возле театра – столбик, что держит козырек над крыльцом, в виде березки обмотан: интере-е-есно! Скоро на полянке около драмтеатра и замысловатые декорации появились. Между берез красными пятнами – транспарантные ленты, на них – города разные: Москва, Саратов, Казань, Луганск… Фестиваль, значит? Значит, коллективы из российских городов? МАСШТАБНО! Мало ли, чего только не сказано про Василия Макаровича, я уже и кучу книжек прочитал, и фотопаблик на мотив его романа «Я пришел дать вам волю» назвал, а охота посмотреть – и все.
Пришли с женой на спектакль «Светлые души», сели. В самом центре города, в драмтеатре сидим, а как только свет потух – словно в далекой алтайской деревне оказались, где народные песни поют. Повсюду гроздья красной калины. Вместо героев – их силуэты, как души. Их светлые души коснулись наших душ.
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2024/10/svetlye-dushi-foto-d.gerajkin.jpg)
Надо отметить, что и колорит шукшинский актеры Луганского академического областного русского драматического театра им. Павла Луспекаева – автора постановки «Светлые души» – уловили в точности, да настолько, словно герои – не герои, а сами деревенщики, и все на сцене – правдиво. Веришь, что зять украл машину дров. По-детски радуешься микроскопу. Воображаешь космос и будто взаправду откусываешь шмат сала.
Хоть чудны шукшинские герои, всех их объединяет то, что души у них – светлые, и чувствуешь свет души самих актеров, гордишься и преклоняешься перед людьми такой силы духа, несломленными и прославляющими мир и творчество! Низкий поклон вам, артисты!
Дмитрий ГЕРАЙКИН
А на очереди – фестиваль кукольных театров «Зазеркалье». Там, кстати, тоже заявлена шукшинская тема. Так, Театр кукол имени Сергея Образцова привезет спектакль «Жена мужа в Париж провожала». А пока наш корреспондент побывал на интересной постановке по школьным произведениям классической русской литературы.
Живые куклы
Недавно побывали с дочерью Катей на предпремьерном показе спектакля «Метель. Шинель» в Алтайском государственном театре кукол «Сказка».
![](https://zn.asu.ru/wp-content/uploads/2024/10/metel.-shinel.jpg)
Прекрасные куклы, музыка, свет, режиссура. Интересна раскрыта тема маленького человека через соотношение марионеток и ростовых персонажей.
Не было понятно, как авторы совместят в одном спектакле столь разные произведения, но им удалось не только срифмовать их названия, но и обозначить общий мотив стихии в виде зимней непогоды, перекраивающей судьбы героев. И если после гоголевской части сердце зрителя сжимается от сострадания, то счастливая развязка пушкинской мягко разжимает его, впуская переживание радости. Что, конечно, необходимо юному зрителю. Кстати, юному зрителю в лице моей дочери очень понравилась школьная завязка с легендарными цитатами из сочинений.
В общем, рекомендую девчонкам и мальчишкам, а также их родителям. Если перечитаете (или прочитаете) первоисточники, смотреть будет только интереснее.
Марина БОРОВИКОВА