В эфире

Моя жизнь – радио

Почему достучаться до радиослушателя сложнее, чем до читателя?

7 мая в России отмечается День радио. Именно в этот день в 1895 году Александр Попов на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества продемонстрировал свое изобретение – радио. По опросу ВЦИОМ каждый второй россиянин до сих пор пользуется творением Александра Степановича! По этому поводу корреспондент «ЗН» пообщался со студенткой 4-го курса направления «журналистика», а по совместительству главным редактором университетской радиостанции «Планета Радио» Елизаветой Козубенко.

Почему вы пошли на работать на радио?

Радио – это одно из первых, что мне предложили, и я решила попробовать себя именно в нем. Это не было каким-то целенаправленным выбором. Просто предложили, просто решила пойти. Но потом меня это затянуло…

С первого курса я хотела попробовать себя в журналистике. Мне было интересно узнать, что это такое с точки зрения практики. Университет, это, конечно, хорошо, теоретические знания нужны, но практика привлекала меня больше. Я уже хотела попробовать себя в качестве настоящего корреспондента и пошла на нашу студенческую радиостанцию «Планета Радио». Тогда там работала Наталья Андронова, еще студентка, обучала других студентов делать радийные программы. Мы были «настоящими корреспондентами» – у нас были свои рубрики, делали материалы. Нас учили от и до – от нахождения контакта с героем материала до монтажа.
Как я попала на «Радио России – Алтай»? Да вот так, собственно, и попала: Наталья Андронова, про которую я уже говорила, предложила мне делать у них программу «Факультатив» про студентов. На тот момент девочка-корреспондентка переходила на старший курс и в связи с учебой не могла дальше вести рубрику, поэтому искали новых людей. Так я познакомилась с Марией Рудаковой. По началу у меня были скромненькие материалы, героями были мои знакомые, потому что было волнительно брать интервью у незнакомых людей, вдруг я спрошу что-то не так? Сейчас это уже выработалось на каком-то автомате.

Опишите свой типичный рабочий день.

Я работаю в двух местах – руководителем «Планеты Радио» и корреспондентом на «Радио России – Алтай».

На «Планете Радио» моя основная задача научить студентов младших курсов делать радийные программы. Например, приходит студент и говорит: «Я хочу попробовать научиться делать радиопрограммы». Я разбираю со студентами основы радиожурналистики уже на практике.

На «Радио России» я продолжаю вести рубрику «Факультатив», в которой рассказываю об интересных и активных студентах. Программу «Студия Кактус» веду совместно с Марией Рудаковой, в которой я делаю материалы на проблемные темы и мы, совместно с различными экспертами, обсуждаем их, иногда спорим, разъясняем, советуем. Третья рубрика – «Так можно». Специфика этой программы в том, что я беру портретное интервью у человека, а потом разбираю его.

Какова специфика радийной деятельности?

У текстовиков (тех, кто пишет тексты, например у газетчиков) есть хотя бы фотография. Да, они пишут текст, но к нему прикладывается снимок. И читатель, так же как и телезритель, видит картинку. Аудитория понимает, о чем речь, и человек, взглянув на изображение, может понять, о чем материал, даже не читая текст или не включая звук. Специфика радио – это передать слушателю через свои слова и голос ситуацию, проблему. У радийщика довольно сложная работа – ему нужно написать текст так, чтобы человек понял. И не просто понял и представил картинку в голове, а еще и проникся. Нам сложнее достучаться до человека.

Что привлекает в работе на радио? Что не нравится?

Не могу сказать, что у меня это привычка, но я уже просто не представляю свою жизнь без радио. Сейчас я работаю руководителем «Планеты Радио» и моя жизнь – это радио. Каждый день я делаю материалы, помогаю студентам делать уже их работы. Мне уже сложно представить себя в какой-то другой сфере. Был опыт в тексте, писала на сайте «Алтапресс», немного работала в «Алтайской правде». Текст – это основа журналистской деятельности, их пишут все: и телевизионщики, и газетчики, и радийщики. Но радио – это что-то необычное, интересное. Да и просто нравится. Нет такого ощущения, что что-то не нравится. Конечно, бывают сложные ситуации, когда, например, герой не приходит на интервью или не хочет отвечать на вопросы. Но это уже дело не в радио. Наверное, мне нравится все.

Что вы можете посоветовать тем, кто хочет начать работать на радио?

Как таковых советов нет, потому что если человек хочет, то он идет и делает. Могу дать рекомендацию – не бояться. Когда мы только-только начинаем делать материал, то мы боимся, что человек нас оттолкнет, или мы его обидим, оскорбим. Но в этом и есть вся суть журналистики. Как мне сказала одна очень мудрая женщина, журналист не может разбираться во всех темах, на то он и журналист. Когда мы берем интервью у человека, мы узнаем от него то, что мы хотим узнать.
Вторая рекомендация – это не бояться новых тем и форматов. Нужно пробовать, потому что вместе с новыми героями и темами мы узнаем новое и познаем мир. Вообще, работа журналиста – это узнавание чего-то нового. Работа довольно эмоциональная, поэтому нужно иметь в себе внутренний стержень желания научиться чему-то и быть коммуникабельным.

Только факты

Первую радиограмму в марте 1896 года отправил Александр Попов, и она содержала всего два слова: «Генрих Герц».

Первая в мире интернет-радиостанция появилась в 1993 году. Это Internet Talk Radio.

Первым в мире политическим событием, информация о котором была передана по радио, стала Октябрьская революция 1917 года.

Эйфелева башня обязана своим долголетием именно радио. Ее возвели специально для Всемирной выставки 1889 года, а по прошествии 20 лет был запланирован ее демонтаж. Однако при открытии радио было решено установить на ней антенны для большей дальности и силы сигнала, что и спасло символ Парижа.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

200 просмотров