Многая лета

«На все хватало времени!»

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

Доцент кафедры информационной безопасности Александр Мансуров – о своем жизненном пути

24 апреля на кафедре информационной безопасности праздник: Александр Валерьевич Мансуров отмечает день рождения. Корреспондент «ЗН» побеседовал с именинником, чтобы узнать, что ожидает выпускника его кафедры, как из сисадмина стать преподавателем в альма-матер и где знание английского языка может помочь в быту.

– Расскажите немного о себе: где вы учились, где работали и чем занимались до того, как стали преподавателем?

– Я родился и вырос здесь на Алтае, в городе Барнауле, учился в школе №59. В школе любимыми предметами были алгебра, физика и английский язык – до сегодняшнего дня искренне благодарен своим школьным учителям за то, что сформировали интерес и желание узнавать и уметь больше и показали, что учеба может быть в радость. За отличную учебу и успешное участие в разных школьных олимпиадах в 10-м и 11-м классе я был награжден именной стипендией заслуженного учителя РСФСР Р.С. Овсиевской. Школу окончил в 1996 году с золотой медалью.
Одним из первых детских увлечений была радиотехника, я ходил в радиокружок и часами мог сидеть дома с паяльником самостоятельно. Позже основным увлечением стало программирование и компьютеры. Это и помогло определиться с тем, где продолжать обучение: я поступил на физический факультет Алтайского госуниверситета по направлению «радиофизика». Учиться в университете было сложно, но очень интересно. У нас вели занятия выдающиеся профессора, доценты и преподаватели, готовые увлекать студентов своими научными идеями и перспективами. Например, прямо на первом курсе мы завороженно слушали профессора О.В. Старцева об исследовании процессов в композитных материалах, находящихся на околоземной орбите. А на курсах старше, благодаря профессорам В.Л. Миронову и С.А. Комарову, нам открывался мир научных проблем и возможностей, связанных со спутниковым мониторингом поверхности Земли и применением радаров с синтезированной апертурой. Естественно, 90-е годы XX века – это период бурного развития компьютерной техники и технологий, телеком-сферы, сети Интернет: все это было очень интересно и тоже хотелось поскорее изучить и освоить, чтобы связать с этим свое будущее, в чем нам тоже очень помогали наши преподаватели.

В 2001 году я окончил АлтГУ с красным дипломом и поступил в аспирантуру под руководством профессора В.Л. Миронова. В тот момент очень востребованно было направление исследований, связанных с компьютерной обработкой результатов дистанционного зондирования Земли, и именно тогда начали проявлять серьезный интерес к новаторским «нейросетевым» алгоритмам обработки данных зондирования. Эта новизна и перспективность определили мой интерес и выбор темы аспирантской работы и исследования.

Учеба с третьего курса на физико-техническом факультете АлтГУ и период обучения в аспирантуре совмещались с работой. Здесь мне исключительно повезло, поскольку я оказался сначала в должности инженера, потом системного администратора, в молодом и энергичном коллективе технических специалистов одной из первых компаний – провайдеров доступа к сети Интернет в Барнауле. Начиная с 1998 года в этом дружном коллективе энтузиастов и фанатов своего дела мы решали массу интересных рабочих проблем, создавали и продвигали различные телеком-решения и цифровые сервисы для пользователей города. ОАО «Элиен Нетворк», ООО «Амител», ООО «Интелби». Многие не могут вспомнить, что некогда были такие компании-провайдеры в городе Барнауле, для меня же это яркие этапы моей рабочей карьеры, когда работать было увлекательно и захватывающе интересно, узнавая или пробуя в действии что-то новое из мира телекоммуникаций и компьютерных сетей. Засиживались на работе до 10–11 вечера, и, как это ни странно, на все хватало времени!

В 2006 году я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Алгоритмы обработки данных радиоволнового дистанционного зондирования поверхности Земли на основе искусственных нейронных сетей» в диссертационном совете по техническим наукам в Алтайском государственном университете. Годом позже я стал начальником отдела развития в ООО «Интелби» и занимался расширением и модернизацией магистральных и абонентских сетей доступа компании. В 2010–2011-м году компания претерпела ряд структурных изменений, став частью большого национального телеком-гиганта, изменились условия и «степени свободы» в работе, появилась традиционная для больших разветвленных компаний «волокита». Поэтому, когда в 2012 году мне поступило приглашение от заведующего кафедрой прикладной физики, электроники и информационной безопасности профессора В.В. Полякова перейти работать в свою альма-матер, я принял это приглашение. К этому времени у меня был уже 12-летний опыт профессиональной работы в IT- сфере. И вот, по настоящее время работаю в должности доцента на этой кафедре.

– Чем вы занимаетесь сейчас и какие дисциплины на кафедре ведете?

– Сначала у меня были дисциплины, более соответствующие моим прошлым профессиональным интересам – «Информационные технологии» и «Сети и системы передачи данных». Сейчас этот список расширился и включает в себя такие дисциплины, как «Безопасность вычислительных сетей», «Программно-аппаратные средства защиты информации», «Защищенные информационные системы» и «Теоретические основы компьютерной безопасности». Чтобы полностью соответствовать основному направлению подготовки, реализуемому кафедрой, в 2018 году я прошел программу профессиональной переподготовки по программе «Информационная безопасность» в Брянском государственном техническом университете в объеме 504 часов. В 2021 году мне присвоено ученое звание доцента по специальности «методы и системы защиты информации, информационная безопасность». Как и любой преподаватель, я также регулярно прохожу научные стажировки, профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Например, распространение инфраструктуры IoT (Интернета вещей), популяризация методов машинного обучения и искусственного интеллекта, их разностороннее применение в науке и сфере прикладных решений просто требуют наличие необходимых компетенций для понимания сути и умения использовать это в своей работе. Кроме того, учитывая наше направление подготовки – «информационная безопасность» – регулярно принимаю участие в профильных конференциях и методических сборах, организуемых государственными регуляторами, в частности ФСТЭК, и профильными учебно-методическими объединениями.

Кроме преподавания я осуществляю руководство образовательной программой «Информационная безопасность» бакалавриата – решаю технические и организационно-методические вопросы, связанные с реализацией на нашей кафедре данной образовательной программы. В прошлом году я принял участие в качестве руководителя в крупном проекте программы «Приоритет-2030», в рамках которого была создана и введена в эксплуатацию новая современная лаборатория цифрового профиля по направлениям СПО и ВО «Корпоративная защита от угроз информационной безопасности».

Сейчас в рамках своих дисциплин я занимаюсь внедрением и накоплением необходимого опыта по применению виртуальных лабораторных сред для выполнения лабораторных практикумов. Задача такой среды – удешевить организацию лабораторного места для каждого студента, предоставив ему при этом полный спектр необходимого лабораторного оборудования, пусть и виртуализованного. Как показали последние годы, это очень востребовано и значительно сокращает различные организационные неудобства как для студентов, так и для преподавателей.

– Студенты не жалуются на сложность ваших дисциплин?

– (Смеется.) А когда в университете было легко учиться? На самом деле, как бы ни была сложна дисциплина, всегда можно найти общий язык со студентами, построить задания и учебный материал в той форме, чтобы студентам было интересно, чтобы они получали удовлетворение оттого, что чему-то научились, что-то узнали новое, что потом им пригодится в их будущей практической деятельности. Обычно после защиты выпускных работ студенты, которые выполняли эти работы под моим руководством, не забывают отдельно подойти и искренне поблагодарить. Значит, мои усилия и усилия студентов на моих дисциплинах были не напрасны!

– Вопрос в продолжение – вот студент получил диплом и стал дипломированным специалистом по защите информации. С чем ему предстоит столкнуться в своей рабочей деятельности в будущем и хватит ли ему полученных знаний?

– Сейчас в нашей стране есть вполне определенный тренд на импортозамещение, значит, предстоит активное освоение отечественных продуктов и решений для защиты информации. Мы на кафедре активно способствуем этому, включая в лабораторные работы использование программных и программно-аппаратных решений именно отечественных производителей.

Выпускники будут готовы работать с тем, что они уже успели изучить и освоить в ходе выполнения своих лабораторных работ.

Другой тренд – это активное развитие и доработка отечественной нормативной базы. Наши регуляторы в сфере информационной безопасности (например, ФСТЭК) совершенствуют и разрабатывают новые методические и нормативные документы, а также пытаются инкорпорировать богатый мировой опыт и мировые стандарты в отрасли. Студенты в процессе обучения получают базовое представление и опыт работы с действующей на настоящий момент отечественной нормативной базой и рядом международных отраслевых стандартов. Этих знаний будет достаточно, чтобы в дальнейшем распространить имеющийся опыт и знания на все нововведения.

В ходе своего обучения студент получает не только готовые компетенции, но и навыки дальнейшего совершенствования и самообучения – именно так я и другие преподаватели стараются формировать свои учебный материал и лабораторные работы. Поэтому мы уверены в своих выпускниках!

– Вы говорили, что вам в школе нравились уроки английского языка. А сейчас вы его не забыли? Владеете ли еще каким-либо иностранным языком?

– Английский язык мне нравился со школы и продолжает нравиться сейчас. Я владею английским языком в достаточной степени, чтобы спокойно объясняться, выполнить перевод текста и написать статью для журнала Scopus или Web of Science. Несколько лет назад я вел лекции и лабораторные работы на английском языке по дисциплинам компьютерной и физической тематики для иностранных студентов первого курса в Алтайском государственном медицинском университете. Английский язык я не забыл и активно продолжаю изучать дальше. Читаю научные статьи на английском языке, смотрю через Интернет новостные передачи, когда бывает время, – фильмы и сериалы в оригинале. Другими иностранными языками я не владею, но, как говорится, в мире все постоянно изменяется, возможно, в будущем придется освоить еще один иностранный язык, если такая необходимость возникнет.

– Какие у вас любимые фильмы и сериалы?

– С сериалами я познакомился, когда мне в середине 2000-х посоветовали смотреть в оригинале сериал «Друзья» для совершенствования разговорного английского языка. Можно сказать, что нравится разная фантастика, комедии (и некоторые ситкомы). Пожалуй, что вспомню сейчас, – это популярные «Игра престолов», «Теория большого взрыва», «Ведьмак». В настоящее время пока ничего из появляющихся новинок внимания к себе не привлекло.

Среди любимых фильмов могу назвать несколько – все из классики. «Зеленая миля», «Куда приводят мечты», «Форрест Гамп», последнее, что посмотрел и понравилось, – это фильм 2022 года «Не смотрите наверх».

– А что вы читаете на досуге?

– К сожалению, даже на досуге приходится все больше читать научную и техническую литературу, просто не хватает на все рабочего времени. Когда удается, то стараюсь читать то, что рекомендуют родные и коллеги. Периодически перечитываю известную классику, например произведения Булгакова, Ремарка, Астафьева, потому что многое резонирует с сегодняшними реалиями в отдельных деталях. Из последнего прочитанного могу отметить книгу Ю.Н. Харари «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня». Какой-то «настольной» книги нет. Хотя лет 30 назад с уверенностью бы ответил, что это книга Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

– Что изменилось за это время?

– Повзрослел (смеется).

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

595 просмотров

Related posts

Поздравляем с днем рождения Инну Антонову – много лет трудившуюся начальником отдела кадров АлтГУ

Человек любознательный

Желание постичь неизведанное