Фото Ивана Ивановича, июль 2000 года.
Село Ужлеп Красногорского района Алтайского края. На фото Фаефан Натросович Тырышев, с той самой трубкой, и Пелагея Поликарповна Кызлакова
Страшные события Великой Отечественной войны затронули каждого. С начала боевых действий в 1941 году люди со всего Советского Союза отправились защищать Родину. «ЗН» узнала у директора ИИМО этнографа Ивана Ивановича Назарова, какой вклад коренные малочисленные народы внесли в Победу.
– Вклад коренных малочисленных народов в равной степени, как и в целом в стране, отражен в подвигах фронтовиков, на полях сражений. Воевали представители коренных малочисленных народы, в том числе с территорий Алтайского края и Горного Алтая: кумандинцы, теленгиты, телеуты и другие. В мирной жизни эти люди занимались преимущественно охотой, были меткими стрелками. Их призывали главным образом в стрелковые части. По большей части они сражались на передовой, несли основную боевую нагрузку. Именно там были наиболее ощутимые потери бойцов. Мы знаем, что в числе наших земляков, из представителей кумандинского народа, были люди, награжденные высокими военными наградами, в том числе званиями Героя Советского Союза. Так, например, звание Героя Советского Союза посмертно было присвоено уроженцу Красногорского района Дмитрию Камзаракову, воевавшему в составе 757-го стрелкового полка 222-й стрелковой дивизии 33-й армии 2-го Белорусского фронта.
А вторая тема связана с тылом. Люди продолжали героически трудиться на своей малой родине. Коренные малочисленные народы занимались преимущественно земледелием, скотоводством, охотничьим хозяйством, и во время войны они не прекращали помогать фронту. В этих занятиях на замену мужчинам, ушедшим на фронт, пришли подростки, женщины, кто мог. Так было везде. Женщины вязали теплые вещи, собирали помощь на фронт. Этот вклад в Победу, безусловно, значим.
Однако военные действия и пострадавшие территории были в основном в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии и в европейской части страны, где коренных малочисленных народов не было. Эти народы по большей части жили и живут сейчас на севере России, за Уралом – в Сибири, где военных действий не было. Поэтому прямого военного урона эти народы не несли. Но если посмотреть детально, главная беда, которую принесла с собой война для малочисленных народов – это демографические потери, погибло много мужчин. Это неизбежно привело к утрате преемственности в традиционной культуре, к тому, что традиционный уклад их жизни был нарушен.
Так, например, охотничий промысел, игравший важную роль для северных алтайцев, значительно изменился и сократился в послевоенное время.
Это общая демографическая проблема того времени всей нашей страны. Если экстраполировать на коренные малочисленные народы, то, конечно, для них эти беды оказались более ощутимыми. Что говорить, если в послевоенное время в крупных по численности народах прослеживался сильный дисбаланс мужского и женского населения. Для коренных малочисленных народов эта потеря более драматична. Восполнить ее внутри социума уже было нельзя – включались механизмы межэтнических браков, что ускорило процессы ассимиляции.
Подчеркну: в общественном сознании Советского Союза к сороковым годам сформировался концепт единого советского народа. Национальные, этнические границы размывались. Война, которая пришла на землю в то время, воспринималась как общее бедствие – не только русских или коренных и малочисленных народов. Вне зависимости от этнической или национальной принадлежности люди шли на борьбу с врагом. Важное уточнение: понятие коренной показывает исконность проживания на территории, а малочисленный отсылает к малой численности, то есть той, которая меньше 50 000 человек. Ведь есть и коренные народы, чья численность больше. Их судьба складывалась, конечно, по-другому.
В тему
Материал И.И. Назарова в газете «За науку» 2000 года о воспоминаниях ветерана из числа кумандинцев Ф.Н. Тырышева о курительной трубке:
«Уже в другой деревне – в Ужлепе у одного старика я увидел трубку, которую он изготовил сам. У этого старика Фаефана Натросовича оказались интересные воспоминания о старинной трубке и кисете, которые достались ему в наследство от его отца еще до войны. Фаефан очень дорожил своей трубкой и кисетом, расшитым чудесным узором цветными нитками. Воевал Фаефан смело. В атаку всегда первым шел. Однако не повезло ему под Кенигсбергом. В начавшейся атаке он первым вырвался из окопа и побежал в атаку. Но рядом упал снаряд, от разрыва которого Фаефану Натросовичу снесло бедро правой ноги. Как раз в том месте, где в кармане трубка с кисетом лежала… Когда очнулся, хлопнул себя по привычке по карману и завыл от зверской боли. Хотелось затянуться крепко, чтобы притупить боль, но трубки не было. Посмотрел вокруг, поискал рукой, не нашел. После госпиталя Фаефан вырезал себе новую трубку, с которой не расстается до сего дня».
Эля ПЕТРЕНЕВА