Философ объясняет

О маскулинности

«ЗН» интересуется понятием мужского гендера в современной философии, эксплуатацией «мужского» в массовой и элитарной культуре и тем, чему учат мужчин философские школы.

Маскулинность в современной науке и философии

С понятием «гендер» сегодня работают различные науки: социология, психология, культурология и т. д. Существует и отдельное исследовательское направление – Gender studies, которое носит междисциплинарный характер и включает в себя такие области, как гендерная география, гендерная экономика и даже гендерная лингвистика.

И если на ранних этапах своего развития гендерные исследования подчеркивали фундаментальные отличия пола и гендера как биологической основы и социальной надстройки, то сегодня они начинают ставить под вопрос биологическую (неизменную) природу половых различий. Так, например, в рамках теории социального конструирования Джудит Батлер прямо объявляет пол продуктом культуры, наравне с гендером. То есть с научной точки зрения мы сегодня всерьез можем говорить о существовании множества стратегий денатурализации категорий «мужское» и «женское».

Философию во все времена также интересовало понятие пола. Николай Бердяев в работе «О назначении человека» писал, что человек – дисгармоничное существо, прежде всего потому, что он существо половое, то есть разорванное, утерявшее целостность. Таким образом, сознание нашей эпохи стоит под знаком разоблачения и познания тайны пола в человеке, ведь недаром на рубеже XIX и XX веков появляются такие мыслители, как Василий Розанов, с одной стороны, и Зигмунд Фрейд – с другой.

Проблема пола есть основная проблема философской антропологии, и она стоит в центре новой этики, поскольку именно с полом связаны, например, аскетические практики. Согласно Бердяеву, человек часто низко падает, будучи побежденным непросветленной энергией пола. Однако сосредоточенная энергия пола может служить источником высокого подъема творчества.
Конечно, современная постановка вопроса о мужском гендере в философии – это отнюдь не только философия пола. Это актуальная интерпретация проблем власти, субъективности, соотношения духовного и телесного, а также специфика современного научного знания.

Мужественный образ в российском кино

Если говорить о трансляции концепта мужественности, который формируется и претерпевает различные изменения, то отличным примером выступает российский кинематограф. Так, идеальной формой советской маскулинности в период ВОВ и послевоенное время, конечно, был героизм. Мужчина в рамках своей гендерной роли – это офицер, победитель, наконец, передовик.
Однако мне, как, полагаю, и многим другим женщинам, всегда были симпатичны мужские образы из кино 1970–80-х годов. Они демонстрировали уже интеллигентную, аскетичную, загадочную или чуть травмированную маскулинность. Чего стоит один только образ разведчика Штирлица, воплощенный Вячеславом Тихоновым, или герои Олега Янковского во «Влюблен по собственному желанию» или «Полетах во сне и наяву».

А самым ярким примером брутальной мужественности является Глеб Жеглов, персонаж, которого воплощает Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя». На мой взгляд, сегодня именно запросом на брутальную маскулинность вкупе с романтизмом и объясняется популярность сериала «Слово пацана».

Чему учат мужчин философские школы?

Образцом воспитания юношества на все времена, конечно, служит греческая пайдейя. Пайдейя означала последовательное движение к формированию самостоятельной, всесторонне развитой личности, способной к осуществлению своих гражданских обязанностей. В своем знаменитом труде «Воспитание античного грека» немецкий ученый Вернер Йегер указывает, что идеал совершенства человека в Древней Греции воплощало гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, прекрасного сложения тела и духовно-нравственного склада личности. Пути достижения этого идеала раскрыты в учении Платона о государстве, в котором пайдейя представлена как двуединство мусического искусства, направленного на формирование духовных основ, и гимнастики – воспитания физических качеств. При этом целью гимнастики является отнюдь не развитие физической силы, а пробуждение природной отваги и пылкости духа. Вспомните об этом, когда соберетесь в очередной раз пропустить практическое занятие по физической культуре или пропустить тренировку.

Что почитать, посмотреть или послушать о мире настоящих мужчин?

В свое время очень сильное впечатление на меня произвел роман Маргарет Юрсенар «Воспоминания Адриана», весьма интимный по форме (это письма), но наполненный глубоким смыслом и служащий своеобразным напутствием Марку Аврелию, преемнику римского императора Адриана. Фанатам стоической философии однозначно понравится книга Тома Вулфа «Мужчина в полный рост», в котором главный герой, хотя и переживает полный финансовый крах, но находит в себе силы, которые помогают подняться даже в те моменты, когда надежда уже потеряна окончательно.

Несмотря на бесконечную любовь к Олегу Янковскому, самый мужской фильм, который я смотрела в последнее время – это, конечно, «Братья Систерс» Жака Одиара (оцените иронию в названии).
И еще одна полезная рекомендация – это подкаст по мужской психологии «Ай Фил Ю Бро», одним из авторов и ведущих которого является выпускник Алтайского государственного университета, кандидат филологических наук и практикующий гештальт-терапевт Алексей Джура. Подкаст поднимает темы страхов, агрессии, жизненного выбора, сепарации от родителей, эмоций, телесности и много еще чего, что волнует современных мужчин. Послушать можно в «Яндекс.Музыке».

Взгляд на современную мужскую проблематику

Очевидно, что благодаря усилиям представительниц гендерных исследований категория «женское» стала рассматриваться как необходимый элемент неклассического и постнеклассического философствования, тогда как «мужское» продолжает существовать словно бы вне философской дискуссии. Сегодня часто говорят о «невидимости мужского» как своего рода маркере гендерного неравенства. Однако исследования маскулинности обладают большим потенциалом в аспекте не столько теории гендера, сколько мальчишеской культуры и отцовских практик. Ведь настоящий мужчина – это достойный спутник жизни, заботливый отец и любящий сын.

Анастасия БУТИНА, к. филос. наук, доцент кафедры регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений АлтГУ

447 просмотров