Планета людей

О тех, кого позвало небо

23 февраля вся страна будет отмечать праздник – День защитника Отечества. Солдаты защищают родную землю не только на суше и в море, но и в воздухе. Сегодня хочется подробно остановиться на теме истории военной авиации в России.

ВВС – довольно молодой род войск по сравнению с артиллерией или флотом. Однако довольно быстро развивающийся. Датой основания военно-воздушных сил России стоит считать 12 августа 1912 года, когда была сформирована специальная воздухоплавательная часть, состоящая из аэропланов. На тот период времени основу авиации составляли воздушные шары и аэростаты.

Николай Жуковский

К началу Первой мировой войны Российская Империя имела 263 военных самолета, преимущественно французского производства (самолеты моделей «Ньюпор», «Моран» и другие).

Однако имелись и самолеты отечественного производства, например знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» конструктора И.И. Сикорского. Несмотря на то, что отечественное производство военных самолетов находилось в зачатках, тем не менее в Российской Империи была довольно сильная школа воздушного боя и очень талантливые пилоты (П.И. Нестеров, Е.Н. Крутень, К.К. Арцеулов и др.).

Александр Васильев

После Октябрьской революции и последующей гражданской войны, которая нанесла серьезный урон нашей стране, советские власти озаботились проблемой необходимости восстановления отечественных ВВС, которые также попали в жернова трагедии противостояния красных и белых.

Именно в это время начали появляться первые полностью отечественные, не только авиадвигатели В.С. Климова, но и самолеты: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Также активно развивалась ПВО. Широко известными становятся авиаконструкторы Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, П.О. Сухой, С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, В.М. Петляков, А.И. Микоян, М.И. Гуревич и др. Благодаря их усилиям появились знаменитые Илы, Яки и Ла-5 и Ла-7. Активно появлялись и развивались конструкторские бюро, аэроклубы, летные училища.

Петр Нестеров

1941 год стал страшным ударом по ВВС: самолеты Люфтваффе (немецких ВВС времен Второй мировой), действуя согласно плану «Барбаросса», бомбили военные аэродромы. В результате большая часть авиатехники осталась на земле, не успев взлететь. Однако наученные горьким опытом, советские военно-воздушные силы, уже имея опыт боев с асами Третьего рейха и получая современную технику, в том числе по программе ленд-лиза (например, Р-39 «Аэрокобра» или А-20 «Бостон»), смогли переломить к середине 1943 года ситуацию в свою сторону. Широко известны стали имена асов И.Н. Кожедуба, А.И. Покрышкина, Г.А. Речкалова, Н.Д. Гулаева и многих других. Отдельно стоит отметить маршалов авиации К.А. Вершинина, А.Е. Голованова и А.А. Новикова, которые способствовали перелому в войне.

Иван Кожедуб

После окончания Великой Отечественной наступает новая эра реактивной авиации. Тогда на авансцену выходят легендарные «Сушки» (прозвище самолетов серии Су) и МиГи. Также появляются вертолеты.

Иван Гулькин

Если говорить о ВВС РФ, то они появились в 1997 году. Тогда указом первый президент РФ Б.Н. Ельцин объединил войска ПВО и ВВС в одну структуру.

Святослав ПЕТРАКОВ, студент 4-го курса ИНГЕО

В тему

Виктор Викторович Исаев, кандидат исторических наук, доцент кафедры рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства АлтГУ:

– Авиация в России начинает развиваться в конце XIX – начале XX веков. Создается Русское общество воздухоплавания, работают крупнейшие теоретики, например Николай Егорович Жуковский, основоположник отечественной аэродинамики.

Для популяризации авиации проводились показательные полеты. Среди летчиков наиболее известным стал Петр Николаевич Нестеров, исполнивший фигуру высшего пилотажа «мертвая петля». Также широко известен Александр Алексеевич Васильев, победитель первого перелета Петербург – Москва, который в 1912 году устраивал показательные полеты в Барнауле и в Бийске. Прославил нашу страну конструктор Игорь Иванович Сикорский, создавший бомбардировщик «Илья Муромец» и самолет «Русский витязь».

Замечу: до Первой мировой войны самолеты не воспринимались как боевое оружие, даже парашютов у летчиков не было. С началом же войны авиация стала использоваться как оружие. Применялся таран. При исполнении одного из таких таранов во время атаки на вражеский самолет-разведчик погиб знаменитый Петр Николаевич Нестеров.

В 20–30-е годы в нашей стране с развитием промышленности стали уделять внимание развитию авиации. В годы Великой Отечественной войны летчик-ас Иван Никитович Кожедуб был семь раз награжден орденом Красного Знамени. С конца Великой Отечественной и по наши дни авиация является важным родом войск. Наши летчики демонстрируют высокие боевые качества, профессионализм и выучку.

190 просмотров