Ars longa

Реплики о Рерихе

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

На фото слева направо: В. И. Бочковская с картиной студента АлтГУ Глеба Шевалье, Н. В. Гречнева с картиной студента АлтГУ Станислава Лотова

В 2024 году – 150-летие великого русского художника, мыслителя, философа Николая Константиновича Рериха. Весомое имя в мировом искусстве. Даже я, не особый знаток Рериха, повесил у себя дома его «Белый камень»: семейная реликвия.

Чтобы узнать больше об этом художнике, я решил спросить кого? Правильно, художников! Вот и хорошо, думаю, и спрошу. Хм… А где тогда назначить встречу? Точно, галерея АлтГУ Universum! Решено. Иду туда.

Прихожу, встречают меня кандидаты искусствоведения, доценты кафедры искусств АлтГУ Вера Игоревна Бочковская и Наталья Владиславовна Гречнева. Фотовзгляд упал на платок, украшающий Наталью Владиславовну. Интересуюсь: «На платке работа Рериха, не иначе?» Да! «Небесный бой». Ну, думаю, точно эксперты.

Везде картины, звучит музыка. И передо мной два художника. Спрашиваю себя, какой он, Рерих, для них? Нравится ли? Ценят ли?

Н. В. Гречнева:

– Для меня Рерих – художественный гений. Привлекает его манера письма, его цветовая гамма, композиция, обращение к философским темам. Его космический взгляд на мир. Не зря же его так и называют: «космический художник».

Поймите, Николай Рерих оставил след в культуре, он говорил: «Мир придет только через культуру». Я считаю, что его учение «Мир через культуру» достойно быть услышанным всеми. В своих работах он показал, что нас ждет в будущем. Ответил на вопрос, для чего человек пришел в этот мир и где та счастливая страна Шамбала… Да, вы знаете, что Рерих хотел найти земную Шамбалу у нас, на Алтае. Как же это может быть не интересно художникам? Тем более алтайским. У нас многое связано с Тибетом, а то, что связано с Тибетом, то пришло из Индии. Эту связь народов на земном шаре Рерих подмечал в своих экспедиционных дневниках – не только на полотнах.

Этим он меня и привлекает, и восхищает…

Наталья Владиславовна увлеченно рассказывает, а ее коллега Вера Игоревна внимательно слушает, вторит словам и подхватывает.

В. И. Бочковская:

– Я приведу два аспекта, почему Рерих – личность мирового масштаба.

Первый: мы живем в Алтайском крае, у нас сильна реалистическая традиция живописи, наш традиционный алтайский жанр – спасибо природе! – пейзаж. И мы с Натальей Владиславовной застали эпоху соцреализма, таких художников, как Будкеев, Затеев и так далее. Безусловно, они мастера высокого уровня, наши корифеи. Так вот, Рерих – художник совершенно другого типа. Он, может, и отталкивается от реалистических пейзажей, но в них много символики, декоративности.

Это другой тип живописи, скорее, символизм нежели реализм. За его картинами стоит философское учение, нельзя его философию воспринимать в отрыве от его живописных работ. Таких художников мало: что тогда, что сейчас.

Второе, чем меня привлекает Рерих, так это его стилистика. Художники-реалисты, понятно, пишут с натуры. Для них главное – умение живописать природу. Но творчество Рериха не спутать с любым другим. В нем – глубинная эстетика.

Затронутая тема соцреализма развивается, художники с ностальгией вспоминают студенческие годы. Как учились, чему учились… Было время!

Н. В. Гречнева:

– Наше обучение пришлось на то время, когда еще был Советский Союз. Тогда очень поддерживали культуру, ее пытались сохранить и приумножить. Наш край – аграрный, где традиционно в первую очередь внимание отводилось сельскому хозяйству. Но даже при этом о художниках не забывали.

Они создавали мозаики, фрески – в различных техниках и на больших полотнах. Художников поддерживало государство. Они платили минимум за свои мастерские. Были творческие дачи, где можно было обмениваться опытом.

В. И. Бочковская:

– Сейчас мы с Натальей Владиславовной предметно изучаем монументальное наследие. Скажем так: оно находится в плачевном состоянии. Допустим, мозаику на здании ФСБ отреставрировали. А другие, не менее значимые? Они или затмеваются, или разрушаются. Взять ту же мозаику на Дворце зрелищ и спорта, ее то и дело завешивают рекламой. Это показательно, это – отношение к культуре. Другие времена, другие нравы!

Возвращаемся к теме Рериха, масштаба его личности и наследия.

Н. В. Гречнева:

– Об этом как раз и говорил Рерих в своем пакте о сохранении культурного наследия. Да, культуру нужно беречь.

Вновь о современности.

В. И. Бочковская:

– И потом, существует закон разбитого окна. Например, стоит заброшенный дом, стоит себе и стоит. И никто его не трогает. Но стоит кому-нибудь разбить окно – его сразу же растащат по бревнам! А если наши дети видят разрушенные дома и осыпающиеся мозаики? Это формирует у них отношение и к прошлому, и к современному. Так нельзя. Мы сами учим художников, дизайнеров, поэтому топим за красоту!

И снова о Рерихе. Важная ремарка: 13 марта в галерее Universum Вера Игоревна и Наталья Владиславовна провели открытую лекцию «Алтай – Гималаи. Путь Рериха». Это лекция – часть большого проекта «Путь Рериха», который реализуется в ИГН в честь годовщины художника.

Н. В. Гречнева:

– Что вы, это не просто лекция, а часть нашего общественно значимого проекта «Путь Рериха». В него, кстати, входит конкурс, в котором можно и сейчас поучаствовать всем желающим (положение на сайте АлтГУ). А еще мы возили наших студентов-дизайнеров в музей Рериха в Новосибирск, чтобы изучить подлинники работ художника.

Если про лекцию: мы сделали ее открытой и удивительно, что пришло так много людей. Не только студентов, но и вообще наших горожан! Барнаульцы, оказалось, интересуются Рерихом. И физики, замечу, тоже – не одни лирики. Например, вместе с женой приходил профессор физико-математических наук Владимир Иванович Букатый.

Первая часть лекции была для молодежи, мы хотели в целом познакомить наших ребят с творчеством художника. А вторая часть была посвящена Рериху на Алтае: когда и как он сюда попал, какие полотна здесь написал. О каждой картине, что были у нас в презентации, мы рассказали подробно. «Матерь мира», «Странник Светлого Града», «Гонец», самая первая картина художника, и посвященный Алтаю «Сосуд нерасплесканный» (написан в 1927 году, почти сто лет назад!).

Тема Рериха неожиданно перемежается темой Церетели. Вера Игоревна вносит ясность, к чему бы это…

В. И. Бочковская:

– Уточню: вернее будет сказать, что сейчас у нас два больших проекта. Первый – как раз к 150-летию Рериха. А второй – в честь 90-летия Зураба Церетели, президента Российской академии художеств. И что вы думаете? Мы решили объединить этих диаметрально противоположных художников. Конечно, мы волновались. Но когда посмотрели материалы, поняли: экспозиции быть! Выставка будет называться «Равновесия». Только представьте: с одной стороны – Николай Рерих, утонченный, сдержанный, символический. А с другой – Зураб Церетели, по-грузински яркий, горячий, броский. В этом – гармония. Но самое главное: в основе выставки будут работы наших студентов Алтайского госуниверситета. Мы им дали задание не копировать картины мастеров, а, проанализировав стилистику, манеру письма и так далее, создать свое произведение. Приходите, смотрите! Выставка будет в художественном салоне «Турина Гора», она откроется где-то в начале мая, числа 6-го.

Тревожная мысль: что из этого получилось?

В. И. Бочковская:

– Получилось очень здорово!

Эти работы – не плагиат. Кто-то поначалу говорил: о, мы такое сделаем, легко, уж так намажем… Да, студенты еще не осознавали масштаб ни Рериха, ни Церетели. Теперь осознают.
На этом месте тема потребовала академического подхода.

Н. В. Гречнева:

– Что я вам скажу? Рерих был в экспедиции больше трех лет! Из нее он привез огромное количество картин. Представляете, писал их в горах на высоте, где ветер и холодина. Безусловно, это сказалось на его творческой манере. Он выполнял работы в технике темпера на картоне. Потому что они легкие, быстро высыхают, краски долго сохраняют яркость и насыщенность.

В. И. Бочковская:

– А про Церетели я могу сказать как специалист (подробно его изучала, ездила в его музей-мастерскую в Москву), что он пишет работы пастозно. Это значит, что его мазки имеют толщину, смотришь на них и чувствуешь объем.

Везде картины, звучит музыка. И передо мной два художника. Уже не спрашиваю себя, какой он, Рерих, для них? Нравится ли? Ценят ли? Знаю: и нравятся, и ценят. А что дальше?

В. Н. Бочковская, В. Н. Гречнева – в один голос:

– Мы планируем эти проекты продолжать. Культурную базу нужно закладывать смолоду. Напитываться, ходить по выставкам и быть к прекрасному ближе.

Дмитрий ГЕРАЙКИН

321 просмотров

Related posts

Школьная пора – пока! Рассказываем, как прошел день знаний в АлтГУ

Аркадий Шабалин

Капелла запела. В 45-м сезоне

Не про три аккорда