Праздник

Родившийся и рождающийся

Первое фото Марии Дубовской

С 7 по 13 января отмечается Рождество Христово. «ЗН» обратилась к Юрию Александровичу Крейдуну (протоиерею Георгию), профессору кафедры культурологии и дизайна, который объяснил, чем православное Рождество отличается от католического и почему некорректно называть праздник просто Рождеством.

Праздник того, кто создал солнце

Праздник Рождества Христова зародился в среде первых христианских общин – в собрании тех, кто поверил во Христа и принял его как своего Бога. Личность Иисуса Христа, история его зачатия и последующие, с ним связанные события, всегда были и до сих пор остаются центральными для христиан, поскольку в соответствии с Евангелием они священны.

Стоит отметить, что раньше Рождество Христово совмещалось с празднованием Крещения в Иордане от Иоанна Крестителя. Причин может быть несколько, но самая распространенная из них: отсутствие права общественного служения или публичного выступления у человека до тридцати лет. Утверждать на сто процентов это сложно, потому что об истории Христа до тридцати лет в Евангелии мало информации. Все, что мы знаем точно, – Рождество, бегство в Египет, а также его посещение-паломничество к празднику Пасхи в Иерусалиме. К слову, традицию праздновать Рождество Христово и Крещение в один день до сих пор можно встретить в некоторых древних христианских деноминациях, в частности в Армянской Апостольской Церкви.

Фото Марины Боровиковой

В православной традиции дата праздника, скорее всего, была установлена не сразу: в разных местах христианские общины по-своему решали, когда им отмечать это событие. В IV–V веках повсеместно установилась дата 25 декабря по старому стилю. Некоторые считают, что эта дата была выбрана в миссионерских целях: в этот день язычники праздновали День побеждающего Cолнца – на третий день после зимнего солнцестояния наступало увеличение светового дня. Один из святых, блаженный Августин, предложил в день праздника Солнца воспеть Того, Кто это солнце сотворил.

Православное, католическое и протестантское

Различия празднования Рождества Христова на православном Востоке и на католическом и протестантском Западе не принципиальны, если не считать дату празднования. Запад перешел на григорианский календарь, который с астрономической точки зрения можно считать более точным, но, по моему мнению, математическая точность исчисления здесь совсем не нужна, так как дата празднования Рождества условна. Как бы то ни было, в XVI веке Папа Григорий ввел новое исчисление и таким образом сдвинул празднование не только Рождества, но и остальных праздников примерно на две недели. В новом исчислении празднование пришлось на 7 января. В церковном же календаре так и осталась дата 25 декабря.

Конечно же, не стоит забывать и о традициях. Например, на Западе популярно завешивание деревьев сладостями. Такое украшение можно назвать прототипом той елки с игрушками, которая нам всем знакома. Эта традиция пришла к нам из Германии, когда в XV веке пекари из немецкого города решили порадовать ребятишек к празднику и обвешали дерево (которое, возможно, даже не было елкой) сладостями, булочками и другими вкусностями. Петр I пытался ввести эту традицию на Руси – не получилось. Прижилась в нашей стране она только к XIX веку и постепенно от конфет мы перешли к украшению деревьев игрушками. Не стоит забывать и про колядки, которые символизируют предшествие волхвов – трех мудрецов – к рождественской пещере для поклонения. Праздничные застолья длятся в течение Святок – в период между Рождеством и Крещением, то есть с 7 по 17 января.

Подпольные договоры

Очень важно обратить внимание на то, что праздник стал всеобщим в V–VI веках. Тогда были изданы соответствующие решения византийских императоров. До начала IV века не было возможности установить единую дату празднования Рождества Христова из-за того, что все христианские общины находились в подпольном положении. Единственное, о чем удалось договориться в таких условиях, – правило вычисления даты Пасхи. Остальные события решались на местном уровне, так как не было возможности даже вести переписку между общинами. С IV же века христианство смогло свободно существовать. В V веке был издан закон о всеобщем праздновании Рождества Христова, а в VI веке он был подтвержден, поэтому с тех времен Рождество Христова – всемирный праздник.

Межрелигиозная толерантность

Хочу отметить, что в последнее время все чаще наблюдается тенденция называть праздник просто Рождеством, забывая о виновнике торжества. Это опирается на контекст так называемой межрелигиозной толерантности. Называть Рождество Христово просто Рождеством – некорректно, так как у этого праздника есть конкретное и очевидное содержание: рождение Иисуса Христа – человека, точнее – Богочеловека, который повлиял на ход истории всего человечества. Он повлиял даже на те страны, в которых христианство уже не распространено. Например, в современной Турции до сих пор сохранилась византийская архитектура и отчасти искусство.

Фото Натальи Тепляковой

Светский или церковный?

Рождество Христово – не только внутрицерковный праздник. Это всеобщая радость, которой не нужно стесняться. Даже не особо религиозные люди чувствуют желание его отпраздновать и иногда приходят в храм, где можно окунуться в праздничную атмосферу. Поэтому этот праздник в первую очередь символизирует рождение надежды на лучшее будущее. Рождество Христово – это символ абсолютного добра, любви и милосердия. Собственно, всего того, что явил Собой родившийся и рождающийся Иисус Христос.

Артем ФЕДОТОВ

147 просмотров

Related posts

Россия – это сила

Аркадий Шабалин