Наука 0+

Scientia potentia est

26 октября в АлтГУ состоялся масштабный Всероссийский фестиваль NAUKA 0+. Школьники со всего Алтайского края посетили 50 площадок по всевозможным направлениям: биология, математика, юриспруденция, филология и другим. «ЗН» побывала на нескольких из них и своими глазами увидела, чему удивлялись на фестивале в этом году.

О главном

В холле главного корпуса АлтГУ расположилась и главная площадка Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Холл был заполнен школьниками: они пробовали себя в химических опытах, создавали игрушки и сувениры, узнавали основы кибербезопасности, обучались китайской каллиграфии, проверяли цифровую грамотность, управляли дронами. Здесь собрались, надо сказать, не только школьники, но также их родители и учителя. А еще – волонтеры АлтГУ, которые помогали сориентироваться, на какой площадке что посмотреть.

– Я учусь в институте гуманитарных наук на третьем курсе. Заняться волонтерством решила в этом году, захотелось наполнить студенчество новыми впечатлениями. На фестивале мы помогаем посетителям найти нужную аудиторию, проводим всех по ключевым секциям. Фестиваль шикарный! Волонтеров много, участников тоже – в общем, весело! – отмечает волонтер Елизавета Ионова.

Об участии в фестивале рассказала учитель физики лицея «Сигма» Таисья Костогруд, подчеркнув, что уже два года их школа сотрудничает с Алтайским госуниверситетом – учащиеся 10–11-х профильных классов приезжают в АлтГУ по субботам на пары. А ученица барнаульской школы № 53 Катя Костыль поделилась тем, что ее удивило больше всего:

– Рассматривала бабочек под микроскопом, была на экскурсии про животных в музее и посетила центр ДНК. Больше всего понравились бабочки! Еще хотелось бы посмотреть, как летают дроны. Фестиваль очень интересный!

Вот это жизнь

На одной из площадок института биологии и биотехнологии работала лаборатория «Музей природы». Школьники смогли побывать на увлекательной экскурсии: фонды музея состоят из учебных, научных и экспозиционных разделов, в которых представлено более 1200 позвоночных животных! А научная коллекция насекомых составляет около 3500 единиц хранения, экспозиционная (видовая) часть – более 300 экспонатов. Виктор Петров, заведующий лабораторией «Музей природы», провел экскурсию по самым впечатляющим из них:

– На экскурсии я рассказываю о коллекции музея. Точнее, о жизни птиц, зверей и некоторых моллюсков. Школьники узнали интересные факты о пингвинах, орлах, совах, оленях, ирбисе, а также о кораллах, палеонтологической коллекции и других экспонатах музея.

Экскурсия по лаборатории «Музей природы» прошла в двух залах. Школьники с интересом рассмотрели каждый экспонат, сделали фото и задали вопросы. Впечатлениями поделилась мама одного из школьников Вера Цивуль:

– Мы приехали из села Лугового, экскурсию в АлтГУ организовала наша школа. Уже успели посетить «Удивительный мир бабочек». Удивляет! Но биология – не совсем то, что интересует моего сына: он хочет посетить площадки, связанные с информатикой и программированием. Так что идем туда, ему это нравится больше всего.

Между тем в аудитории 405Л, оборудованной микроскопами, собрались юные исследователи, жаждущие узнать все про насекомых и рассмотреть их крупным планом. Чем питаются бабочки? Почему их называют чешуекрылыми? Об этом рассказывал Артем Найденов, преподаватель кафедры зоологии и физиологии АлтГУ, аспирант:

– Я говорю о многообразии мира бабочек нашей планеты. Слушатели могут рассмотреть энтомологические коллекции, которые здесь представлены, и увидеть особенности их строения под микроскопом: маленькие чешуйки, глаза. Виды, представленные в коллекции, в основном из Алтайского края, Республики Алтай и других регионов Сибири. Отмечу: ребята могут рассмотреть самую крупную бабочку в коллекции – голубую орденскую ленту.

Эля ПЕТРЕНЕВА


Все идет по плану

Юридический институт и международный институт экономики менеджмента и информационных систем представили интерактивные площадки и ответили на вопросы абитуриентов о поступлении.
В МИЭМИС в 10:00 начались сразу два мастер-класса, посвященные финансовой грамотности и проектной деятельности. Виктория Воробьева, доцент кафедры финансов и кредита АлтГУ, рассказала старшеклассникам, как не попасться на уловки мошенников не только в реальной жизни, но и в интернете. Мастер-класс проходил в формате решения кейсов с детальным разбором преподавателя. А Светлана Балашова, доцент кафедры экономики и эконометрики АлтГУ, поделилась со старшеклассниками секретами проектного мышления. Ребята узнали об основных этапах создания проекта, об эффективном планировании, а также сделали задел на свои будущие проекты: всего за три часа сформировали идею и план проекта – и защитили его!

В 11:30 Александра Решетникова, преподаватель кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций, провела мастер-класс по использованию нейросетей в жизни и в работе. Школьники 8-х и 11-х классов узнали о механизмах работы нейронных сетей, об истории появления технологии и научились правильно составлять промты: запросы для ИИ с целью получения необходимой информации.

Чемодан и не только

В ЮИ в 11:00 более 40 школьников посетили мастер-класс Александра Соколова, старшего преподавателя кафедры уголовного процесса и криминалистики АлтГУ. Студенты института вместе с преподавателем рассказали абитуриентам о службе криминалиста, продемонстрировали специализированный чемодан и объяснили, как работает оперативно-следственная группа на месте происшествия. Встреча прошла в интерактивном формате, каждый смог решить ту или иную задачу криминалиста: обнаружить следы, зафиксировать их, составить фрагмент протокола и прочее. Мероприятие продолжилось деловой игрой «Элементарно, Ватсон», где школьники выступили в роли детективов и смогли провести собственное расследование, а затем закрепить знания на правовую тематику – сыграть в квиз! Победители получили мерч юридического института.

Анна ЗАГОРУЙКО


Раскрыли ДНК

Фестиваль NAUKA 0+ не обошел стороной и университетский центр «Дом научной коллаборации имени В. И. Верещагина», где провели десять интерактивных площадок для детей, которые модерировали преподаватели центра.

– Наша задача – популяризация науки, – объяснила директор цДНК Наталья Камышникова, – важно показать детям, что учиться легко и интересно. Мы стараемся вселить в каждого ребенка веру в себя и свои силы. Чтобы человек развивался, ему необходимо ставить перед собой цели. Часто бывает так, что дети, приходя на мероприятия центра, видят то, чего не знали раньше, и приходят это изучить, ставят себе такую цель.

На площадках были представлены разные научные профили: от химии до программирования. Еще одной особенностью было то, что площадки для всех возрастов, поэтому никто не остался обделен.
Для дошкольников и младшеклассников было организовано семь площадок. На «Строении молекул» дети лепили из пластилина химические молекулы, рисовали их и наглядно сравнивали с тем, что показано на экране. Дети своими руками создали молекулы кислорода и водорода, сравнили их, узнав, что такое валентность. На площадке «Роботы» участники по схеме собирали различные модели из деталей конструктора LEGO, например машинки, программировали и показывали, как они работают. На площадке Scratch ребята занимались блочным программированием, здесь они познавали его азы на практике. На «Тайнах естествознания» дети узнали, как устроены разные уровни живой материи, что такое микро-, макро- и мегамиры и по каким законам они живут. На «Занимательной биологии» ребята наглядно познакомились с разными видами животных и насекомых, а на «Занимательной химии» проводили химические опыты: определяли, настоящая ли зеленка, создавали «камень души» и выясняли, что такое неньютоновская жидкость. А на «Основах дизайна» ребята осваивали специализированные программы, создавая небольшие проекты, например макет упаковки мороженого.

Для ребят постарше работало три площадки. «Графические редакторы» – площадка, похожая на «Основы дизайна», только для старших ребят. На ней участники развивали собственные бренды, прокачивая нестандартное мышление. На «Пилотировании БПЛА» управляли дронами – сначала на симуляторе, затем с помощью пульта и VR-очков, а затем и реальным беспилотником. На площадке Arduino занимались микроэлектроникой: ее участники изучали, как работает азбука Морзе.

– Родители часто не понимают, что нужно ребенку. Обычно родители хотят реализовать в детях то, что не смогли в своем детстве. Поэтому нужно приводить детей на такие площадки, как NAUKA 0+, чтобы они смогли попробовать себя в разных сферах и понять, в каком направлении нужно развиваться, – подытожила Наталья Камышникова.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ


Акцент

АлтГУ ежегодно участвует в фестивале NAUKA 0+. В 2024 году все девять институтов, а также колледж АлтГУ и Дом научной коллаборации имени В. И. Верещагина (центр ДНК) подготовили свои, уникальные, научно-образовательные площадки. Как отметил проректор по научному и инновационному развитию АлтГУ Алексей Ваганов, на них пришли не только барнаульские школьники, но и много ребят из районов края:

– К нам записались из Бийского, Косихинского, Тальменского районов. Всего у нас работает более 50 площадок и 15 мастер-классов, где есть живой интерактив. У АлтГУ есть колоссальное преимущество, так как мы вуз классический, у нас представлены все научные направления – от биологии до юридических наук. Поэтому у нас такие разнообразные площадки: биология, химия, криминалистика, археология, туризм, гуманитарные науки. Тренд этого года – VR-технологии тоже активно задействованы в наших презентациях.

131 просмотров

Related posts

Ничего нудного! Рассказываем о фестивале НАУКА 0+

Умам пытливым, юным

Прикоснулись к науке

Аркадий Шабалин