Как изменится система высшего образования в России в ближайшие годы? Как трансформируются бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура? Эти вопросы волнуют представителей высшей школы, работодателей, студентов и их родителей.
Один из треков второго дня работы форума «Алтай-Азия 2024» был посвящен теме «Трансформация образования: прообраз будущих изменений». С презентациями выступила команда ТГУ во главе с директором института образования НИ ТГУ Еленой Сухановой.
Напомним, Томский государственный университет вошел в список шести вузов, которые стали пилотными при реализации реформы высшего образования в России. В рамках пилотного проекта ТГУ реализует 27 образовательных программ базового высшего образования и 15 – специализированного высшего образования. По новой системе обучение проходят 1258 студентов, привлечено более 150 компаний-партнеров. Как преобразования отразились на образовательных программах, в своей презентации показала Елена Суханова. Она подчеркнула:
– Новая модель высшего образования, прежде всего, нацелена на то, что образовательные программы должны стать гибкими, необходим баланс между фундаментальной и практической подготовкой, в одной пилотной программе студент может получить несколько квалификаций. Модель нацелена на обеспечение ускоренного выхода на рынок труда. Для этого необходимо изменить взаимодействие с работодателем. Оно становится не разовым – а системным, на всех этапах проектирования и реализации программы обучения студента работодатель принимает участие.
Теперь предприятие – это и заказчик, и партнер в подготовке кадров. Это открывает возможности обучения на базе предприятий, заказы от предприятий на проекты и исследования студентов (стимулирование студенческого технологического предпринимательства), обучение преподавателей. То есть предприятие и университет становятся стратегическими партнерами в развитии человеческого ресурса региона и отрасли в целом.
Наталья ТЕПЛЯКОВА