Социоцентр

Управлять партнерствами

Фото Марии ДУБОВСКОЙ

С 11 по 13 марта в Алтайском государственном университете проходила уже ставшая традиционной проектно-аналитическая сессия с участием экспертов ФГАНУ «Социоцентр».

Она собрала более 70 участников – представителей научных, учебных подразделений, административного и управленческого аппарата университета. Им вместе с экспертами – Еленой Сухановой, Владимиром Поддубиковым и Ильей Романченко – предстояло критически оценить реализацию программы развития, определить барьеры и разрывы в достижении намеченных результатов, понять роль различного рода партнерств в деятельности университета. Для сотрудников вуза эта хорошая возможность увидеть университет «со стороны», глазами экспертов, которые провели не одну подобную сессию в вузах – участниках программы «Приоритет-2030» и могут дать свои рекомендации по проектированию будущего АлтГУ.

Елена Суханова уже второй раз посещает АлтГУ в качестве эксперта (в составе команды экспертов она работала в 2023 году). Данная практика в подборе экспертов для конкретной ПАС является нововведением для ФГАНУ «Социоцентр». Основная задача такой экспертной трансформации – передача ранее сформированного экспертного мнения о реализации программы развития в университете другим участникам команды, а также анализ и фиксация шага в развитии университета, осознании и формировании идентичности им в прошедший период.

Визит экспертов начался со знакомства с управленческой командой Алтайского государственного университета и посещения объектов, имеющих связь со стратегическими проектами и политиками, реализуемыми вузом. Гости посетили лабораторию космического мониторинга и вычислительных технологий, центр геоинформационных систем, гербарий ALTB, НИИ Биологической медицины, Российско-американский противораковый центр, эколого-химический центр.
Работа ПАС по намеченному плану проходила в «Точке кипения» АлтГУ.

Первое пленарное заседание ПАС открыл ректор университета Сергей Бочаров, который представил участникам цели, задачи, амбиции университета в развитии, показал, как университет трансформируется, какие болевые точки прорабатывает, какие результаты уже получены, как осуществляется руководство программой развития, а также уделил внимание проработке замечаний экспертов, которые были сделаны в прошлом году.

Ректор начал с вызовов, которые стоят перед современным университетом: динамично меняющиеся запросы рынка труда, сопровождающиеся дефицитом кадров, разрывы между содержанием образовательных программ и запросами индустрии, необходимость решать задачи технологического развития, необходимость обеспечить пространственное развитие страны, сохранить человеческий капитал на территории.

– Программа развития АлтГУ до 2030 года предусматривает ответы на эти вызовы. Причем программа остается актуальной, несмотря на глобальные изменения последних двух лет. Она основана на истории, на заделах университета, который за последние 12 лет принимал участие уже в четырех программах развития. И каждый программный цикл формировал более глубокое понимание целей и задач университета, – отметил Сергей Бочаров.

По итогам предыдущей проектно-аналитической сессии вузу было дано задание уточнить целевую модель университета. Продолжая традиции опорного университета, вуз делает ставку на вклад в развитие региона с учетом решения задач технологического развития, цифровой трансформации, международного сотрудничества и ориентируясь на запросы стейкхолдеров.

Ядром программы развития в текущем году являются три стратегических проекта. Каждый из них нацелен на решение задач регионального развития и сопряжен со стратегией развития Алтайского края до 2035 года.

Целевая модель АлтГУ отражает переход к парадигме университета 3.0 с направленностью на обеспечение технологического развития с развитием сквозных цифровых технологий в области искусственного интеллекта, больших данных, использования беспилотных систем и др. В своих амбициях АлтГУ видит себя в статусе ведущего – центра биотехнологических решений, центра точного земледелия, центра климатических исследований, центра туристского и санаторно-курортного проектирования и центра международного сотрудничества «Алтай-Азия».

– В плане содержательных результатов отмечу следующее: изменения произошли в образовании, начиная от запуска новых образовательных программ и заканчивая освоением новых компетенций (в частности на цифровых кафедрах); появились кейсы долгосрочных отношений с индустриальными партнерами для реализации высокотехнологичных проектов; расширилась партнерская сеть за счет консорциумов; получила развитие научно-исследовательская инфраструктура, созданы новые научные подразделения; на новый уровень вышло проектное управление в университете; изменилась внутренняя атмосфера, коллектив более активно вовлекается в реализацию новых инициатив; увеличилась доля молодых НПР в штате университета, – рассказал Сергей Бочаров о результатах, достигнутых университетом в ходе реализации программы «Приоритет-2030».

В АлтГУ нарабатывается собственная практика по выстраиванию долгосрочных партнерств с учетом потенциала университета, понимания собственной траектории развития, основанная на формировании квалифицированного заказчика.

В АлтГУ реализовано более 60 внутренних проектов, которые проходят как внутреннюю, так и внешнюю экспертизу через наблюдательный совет под руководством заместителя губернатора Алтайского края.

Последним пунктом доклада Сергей Бочарова стала ситуация по отбору проектов на 2024 год. Подано около 70 заявок, часть из них уже поддержана управляющим советом с учетом отложенного финансирования.

– С каждым годом университет все более осознанно подходит к проектированию своего будущего. Стратегические проекты из номинальных превращаются в источник новых инициатив и амбиций.

При этом, что важно, все больше сотрудников, особенно молодежи, вовлекается в их реализацию, это придает нам уверенности, что все поставленные задачи будут выполнены, – подытожил ректор.
В продолжение пленарного заседания руководители стратегических проектов рассказали об итогах их реализации, а профильные проректоры – о реализации образовательной и научно-исследовательской политик.

Сессия продолжилась работой по группам: «Образовательная политика», «Научная и инновационная политика», «Управление развитием университета», группы стратпроектов.

Эксперты определили ряд вопросов, на которые нужно было продумать ответы. Вопросы касались разных сторон жизни университета: управления партнерствами, целеполагания при реализации политик, проектов и др. Главные вопросы, на которые предстояло ответить участникам: «Какие механизмы работают, а какие нет?» и «Почему дальше так нельзя?».

На следующий день группы представили свои презентации по итогам работы в первом такте с учетом рефлексии и полученной обратной связи от других участников.

Эксперты предложили участникам проектно-аналитической сессии задуматься над вопросами: «Зачем университету партнеры и заказчики?», «Какие типы партнерств есть в университете и как оценить их эффективность?», «Как монетизировать выгоды отношений с партнерами и заказчиками?», «Кто и каким образом должен фиксировать выгоды от партнерств в университете?», «Чем университет может быть интересен партнерам, какие выгоды они от работы с университетом могут получить?», «Откуда берется исследовательская повестка в университете и каково место партнерств в продуцировании научной политики университета?», «Нужно ли проводить аудит партнерств в университете?» и многими другими.

Проблематизация развития университета в обозримом будущем в такой постановке вызвала бурные обсуждения у участников сессии. Представители групп взаимно задавали уточняющие вопросы друг другу, сверяя собственные оценки и видения, а также формируя запросы на ответную реакцию, вынуждая рефлексировать по проведенному анализу партнерских отношений, реализуемых в рамках политик и стратегических проектов.

Во второй день в рамках проблемной повестки сессии группы представляли видение модельных партнерских взаимодействий в соответствующем поле развития университета, отвечая на поставленный экспертами вопрос «как надо?». Были предложены варианты типологизации партнерств, походы к оценке их эффективности, определен перечень потенциальных партнеров.
Бурную положительную реакцию и аплодисменты со стороны экспертов и участников вызвал представленный объединенной группой стратпроектов «Агробиотех и Агроэкосистемы» кейс по формированию, ревизии и трансформации партнерских взаимоотношений, выстаиваемых в процессе работы над выполнением серии проектов по клональному микроразмножению хмеля в Алтайском центре прикладной биотехнологии АлтГУ. Его руководитель Ольга Мироненко показала эволюцию конвертации полученных компетенций в образовательную и научную деятельность университета, а также расширение пояса партнерств при формировании нового, нетрадиционного для Алтайского края направления – хмелеводства.

В процессе обсуждения с экспертами участники пришли к выводу, что АлтГУ следует уделять большее внимание вопросу управления партнерствами, в том числе провести аудит консорциумов и партнеров, как на верхнем уровне управления, так и на уровнях политик и проектов.

13 марта, в третий день проектно-аналитической сессии, эксперт Социоцентра Елена Суханова выступила с докладом о том, как проектируется контур высшего профессионального образования, какие подходы к реализации образовательного процесса в российских вузах прорабатываются для внедрения с 1 сентября 2025 года.

Доклад вызвал большой интерес у участников проектно-аналитической сессии и был отмечен важным для осмысления направлений образовательной и научной политик в рамках программы развития университета.

Заключительный день был посвящен вопросу «Как управлять партнерствами?». Группы представили свои итоговые проекты, в которых рассказали, какие организационные решения следует предпринять, чтобы партнерства были результативны и эффективны, кто может оценить выгоды от тех или иных партнерств в университете, чем вуз может быть интересен потенциальным эффективным партнерам и в чем выгода для университета, представили вариант дорожной карты и способ ее реализации.

Затем участники вместе с экспертами проанализировали, что дала сессия. Ректор АлтГУ поблагодарил экспертов Социоцентра за большую проделанную работу и подчеркнул:

– Важно то, что коллектив стал более вовлеченным в развитие университета. На реализацию поставленной задачи – сделать открытую, творческую атмосферу, когда люди не боятся вовлекаться в новые инициативы, – потребовалось несколько лет. По сравнению с прошлой стратсесией я вижу однозначный прорыв, заинтересованность. Коллеги, спасибо, что вы поверили в нашу управленческую команду, что вовлеклись в реализацию этих проектов. Но у нас все только начинается, новые проекты 2024 года ждут нас. И мы однозначно отработаем их на 100%, – подытожил ректор университета Сергей Бочаров.

Соб. инф.

266 просмотров