Мнение

Ваш джаз нам чужд

Что такое джаз? Музыка бывших рабов, «ревущих двадцатых» или уличных музыкантов? Все эти варианты верны, но они остались где-то в прошлом. Создается ощущение, будто в наше время джаз канул в лету. Давайте разберемся, так ли это.

Начнем с истории. Джаз появился на юге США в начале ХХ века. Он формировался под влиянием африканской и европейской культур. Привезенные из Африки в Америку в XIX веке рабы, которые трудились на хлопковых плантациях, распевали спиричуэлс – религиозные песни, сопровождаемые хлопками и притоптываниями. Так джаз вобрал в себя черты африканских ритмов и песнопений. Как новый жанр джаз стал появляться на улицах Нового Орлеана. Импровизированную музыку играли как сольно, например за фортепиано, так и в небольших ансамблях в сопровождении духовых инструментов. Со временем джаз стал известен по всей Америке и за ее пределами, стали появляться джазовые оркестры.

Новый музыкальный жанр не обошел стороной и СССР – в 1922 году появился оркестр под управлением Валентина Парнаха. Для этого ему пришлось привезти ноты и инструменты из Европы. В конце 1940-х годов советские власти объявили джаз идеологически чуждым направлением и заявили, что он оказывает на граждан «разлагающее влияние». Тогда же появились известные фразы: «Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» и «От саксофона до ножа – один шаг». Джазовым музыкантам пришлось уйти в подполье. Выйти из андеграунда они смогли только в годы оттепели.

И вот, казалось бы, наши дни: свобода, равенство, вся музыка в открытом доступе и никто не запрещает жанры – слушай не хочу. Но сегодня джаз – удел музыкантов и интересующихся. Я как саксофонист с десятилетним стажем задаюсь вопросом: почему так произошло? Считаю, что это влияние массовой культуры: ей присуща простота, упрощение всего для массового (бессознательного?) зрителя. Поэтому джаз как сложный для восприятия жанр буквально стал элитарным. Задумайтесь, когда вы последний раз слышали, например, на популярных радиостанциях, произведения Сонни Роллинза, Телониуса Монка или Джона Колтрейна? А ведь они считаются культовыми исполнителями.

Вы можете возразить: «Я слушал/слушаю Фрэнка Синатру, Луи Армстронга, Бенни Гудмена…». Отвечаю: эти исполнители, хоть и джазовые, но относятся больше к популярной музыке. Стереотипное представление джаза – виртуозное соло под интересную линию контрабаса и будто бы немного непопадающее пианино или же исполнение биг-бендом задорной мелодии, во время которой у каждого инструмента – свой голос.

В общем-то, дело не в том, как вы представляете джаз, а в том, что он вытеснен современной популярной музыкой (в широком ее понимании). Что с этим делать? Отвечу вопросом на вопрос: а нужно ли делать? Скажу так: послушайте джазменов из моей подборки. Мой джаз вам не чужд?

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ

183 просмотров

Related posts

Подпустим джазца!