Гость номера

Величина алтайской алгебры

В 2024 году институту математики и информационных технологий Алтайского госуниверситета исполняется 50 лет. Корреспондент «ЗН» взял интервью у первого декана физико-математического факультета АлтГУ почетного профессора университета д. ф.-м. н. Юрия Николаевича Мальцева.

Юрий Николаевич родился в 1947 году в Улан-Удэ в семье военного. Семья часто переезжала, поэтому будущий профессор сменил восемь школ в разных городах страны: от Витебска до Иркутска. В августе 1963 года Юрий Николаевич поступил в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете. Как он сам признается, учеба в ФМШ определила его дальнейшую судьбу:

– В физматшколе был очень высокий уровень подготовки. Два моих одноклассника, а ныне профессора – Алексей Викторович Жубр и Владимир Петрович Голубятников в 11-м классе сдали всю математику за первый курс университетской программы, поэтому после окончания школы они поступали сразу на второй курс. Также всем школьникам рекомендовали посещать спецкурсы для студентов четвертого курса университета, это называлось ранней специализацией. Я ходил на разные семинары: по теории чисел, дифференциальным уравнениям, топологии, теории колец.
По окончанию школы Юрий Николаевич поступил в Новосибирский госуниверситет на специальность «математика» на механико-математическом факультете. На четвертом курсе он осознал, что не мыслит своей жизни без математики, поэтому начал карьеру на научном поприще: после окончания университета поступил в аспирантуру, которую окончил досрочно, защитил диссертацию на тему «Алгебры с тождественными соотношениями», остался в отделе теории колец под руководством члена-корреспондента АН СССР Анатолия Илларионовича Ширшова.

– В 1973–1974 годах организовывался Алтайский государственный университет. Ректорат университета сделал ставку на кадры из Института математики Сибирского отделения Академии наук и Новосибирского госуниверситета, и мне кажется, что они не прогадали: приезжали молодые с хорошим настроем, что и определило будущее матфака, – вспоминает Юрий Мальцев.

Юрий Николаевич заведовал кафедрой алгебры и математической логики с октября 1975 года, а с 1976-го по 1979-й он был еще и деканом физико-математического факультета АлтГУ, который появился при разделении факультета естественных наук. Математическое образование в Алтайском госуниверситете пришлось развивать с нуля – не было ни учебных программ, ни литературы. У Юрия Николаевича даже была идея копировать самые нужные книги из библиотеки Института математики в Академгородке. Но со временем проблема решилась – книги и учебники присылали из Москвы.

– Тогда же, в 70-х, мы заложили математические традиции в АлтГУ – не только фундаментальные основы, но и «прикладные»: празднование 1 апреля Дня математика, играли раз в неделю в баскетбол, бывало, и со студентами.

Юрий Николаевич, помимо прочего, и основоположник физико-математических классов на Алтае. Он смог убедить краевую партийную верхушку в необходимости открытия подобных классов при университете, и в 1978 году на базе школы-интерната № 3 (ныне Лицей № 3) были открыты физико-математические классы. Об этом в своих воспоминаниях «Как создавались физматклассы в АлтГУ» рассказали Юрий Николаевич Мальцев, первый ректор АлтГУ Василий Иванович Неверов и другие причастные к этой истории люди.

С 1993 по 1994 годы Юрий Николаевич был профессором в бразильских университетах, в городах Бразилиа и Сан-Паулу.

– В 1990-е годы в вузах была тяжелая обстановка – неопределенность по поводу будущего, низкие зарплаты. Даже редакция Notices of the American Mathematical Society посвятила целый номер патовой ситуации с математиками в Советском Союзе, предлагая помочь с трудоустройством на Западе. Ко мне обратился профессор столичного бразильского вуза Саид Сидки с предложением приехать на работу в его университет на год. Для устройства на работу нужно было предоставить рекомендации, я получил их от трех математиков с мировыми именами: лауреата Филдсовской премии профессора Ефима Исааковича Зельманова, моего студента из Новосибирского госуниверситета, одногруппника профессора АлтГУ Евгения Дмитриевича Родионова, моего научного руководителя профессора Леонида Аркадьевича Бокутя и от профессора Нараина Гупта из Канады. Когда я устроился на работу, моими коллегами стали такие же ученые, как и я: из Москвы, Перми, Харькова. Но среди них я был первым математиком. Проработал в Бразилии ровно год – с октября 1993-го по октябрь 1994-го. Пришлось вернуться на родину из-за некоторых семейных проблем, думал, смогу их решить и снова уехать, но оказалось так, что я остался в России. С того момента и до 2009 года работал заведующим кафедрой алгебры и теории чисел. В 2003–2004 годах Ефим Зельманов пригласил меня на работу в Южную Корею в KIAS – Корейский институт перспективных исследований (Korea Institute for Advanced Study).

О нулях и единицах

– Юрий Николаевич, вы занимаетесь теорией колец. Что это такое?

– Сначала нужно разобраться в том, что изучает современная алгебра. В школе – это решение квадратных уравнений, построение графиков и так далее. Современная алгебра – это область математики, которая изучает алгебраические системы, то есть множества, в которых есть алгебраические операции типа сложения, умножения и так далее с определенными аксиомами. Эта область имеет приложение, например в криптографии. Криптография – это тайнопись. Алгебра применяется также и в теории кодирования. Эти две области в современном изложении сплошная алгебра. Однажды в годы моей работы в АлтГУ я видел снимки из космоса, по которым прогнозировали урожайность в Алтайском крае по тому, как растет пшеница в различных районах.

На этих снимках были только крестики, ничего не понятно. Почему? Потому что эта информация была закодирована. Дело в том, что во время передачи из космоса информация искажается, поэтому код должен быть таким, чтобы имея в себе лишнюю информацию, находил ошибки и исправлял их. Все это делается на основе современной алгебры. Это только одно из приложений того, чем занимаются алгебраисты. Алгебра – это язык современной математики. Те понятия, которые мы изучаем, интенсивно используются в смежных областях. Знание алгебры – это элемент общей культуры для любого математика. Так вот, теперь про теорию колец. Кольцо – это алгебраическая система с двумя операциями – сложением и умножением с определенными аксиомами, например ассоциативность умножения и сложения, дистрибутивность – в школе это называют распределительным законом, позволяющим раскрывать скобки. Примерами колец являются целые числа: 0, ±1, ±2 и так далее. Эта теория интенсивно начала развиваться в XIX веке, бурное развитие она получила в первой половине XX века. Сейчас теория колец ушла далеко от того, что было тогда. Я могу привести один пример: за год в математические научные журналы приходит около 50 000 научных статей по математике, это примерно 50 000 новых теорем. Для сравнения: за время обучения в школе человек учит 150–200 математических теорем.

– Почему вы заинтересовались теорией колец?

– Люди приходят в науку через других людей. Мне повезло: в 10-м классе я слушал университетский спецкурс доцента Кузьмина и члена-корреспондента Ширшова по теории колец. Позже, будучи студентом, посещал спецсеминар по той же теме профессора Бокутя и профессора Жевлакова. Многое, если не все, зависит от научного руководителя: если он приятен вам как человек, то вы к нему тянетесь и тянетесь к тематике, которой он занимается. Те, кто были научными руководителями у меня и моих друзей, были старше нас всего лет на десять, тоже молодые люди, они активно занимались самыми последними достижениями науки, это нас и привлекало.

Представьте: вы студент второго курса и вам дали отреферировать статью из ведущего американского научного журнала Proceedings of the American Mathematical Society. Вы с трудом, недели за две, осиливаете эту задачу, разбираетесь, почти все понимаете и докладываете. Разве после этого вам было бы не приятно ощущать, что вы это можете?

– Гуманитариям нужно понимать математику?

– Я думаю, что необязательно, потому что suum cuique – каждому свое. Я знал одну девушку-историка в Новосибирском госуниверситете, Галину Леонтьевну Васильеву, математика ей давалась очень тяжело. Я пытался помогать ей, но было бесполезно. Сейчас она стала известным искусствоведом, членом-корреспондентом Академии художеств, специалистом по творчеству Сурикова, работает в Сибирском федеральном университете. Ей не дается математика, но она может хорошо описать картину, прочувствовать художника, понять его. А вот я так не могу – каждому свое.

– А зачем программистам знать математику?

– Математика – это теоретическая база для программирования. Не даром хороших программистов готовят на математических факультетах. У меня есть свой, немного выбивающийся из этого правила пример. В 1990-х годах у меня был студент-физик, очень толковый, отучился в АлтГУ первый курс и перевелся в МФТИ. Он блестяще окончил вуз и поступил сразу в две аспирантуры – в Италии и в Московский физтех, занимался изучением квантовых методов в криптографии. На протяжении всего обучения в аспирантуре он звонил мне из Италии и задавал вопросы по алгебре, а я его консультировал. Он использовал в своих кандидатских диссертациях знания по линейной алгебре, алгебре матриц, алгебраическим системам и отлично их защитил. Правда, когда он вернулся в Москву, то не смог найти работу. Но это уже другая история.

– Назовите самых выдающихся, на ваш взгляд, математиков.

– Николай Иванович Лобачевский. Если вы будете идти по коридору Лондонского университета, то на стенде выдающихся математиков мира вы увидите портрет единственного из России ученого – Лобачевского, создателя неевклидовой геометрии. Еще назову Софью Васильевну Ковалевскую, первую женщину – доктора наук по математике. Из тех, кто мне ближе, это Анатолий Иванович Мальцев – основоположник сибирской школы алгебры, Анатолий Илларионович Ширшов – возглавлял отдел теории колец в Институте математики Сибирского отделения Академии наук СССР, я ходил на его спецкурсы будучи школьником, вырос в его коллективе. Его корни на Алтае – до Великой Отечественной войны семья Ширшовых жила в Алейске. Сейчас одна из центральных улиц этого города носит имя Анатолия Илларионовича. И последний, кого я бы хотел упомянуть, это мой научный руководитель профессор Леонид Аркадьевич Бокуть, я очень ценю его вклад в развитие теории колец.

Награды и титулы Ю. М. Мальцева

Благодарность «За заслуги в области образования СССР», нагрудный знак «За отличные успехи в работе», орден «За заслуги перед Алтайским краем II степени», диплом за победу в конкурсе «Учитель-исследователь 2004», нагрудный знак «Педагог-новатор» программы «Шаг в будущее» (2014), медаль Януша Корчака (2004) (Фонд «Династия») и 1-я премия (Фонд «Династия»), почетный профессор АлтГУ, эксперт РАН, почетный работник высшего профессионального образования России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Мстислав ВЯЗАНЦЕВ
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА


Интересный факт

В олимпиадный кружок по математике, который вел Юрий Николаевич в барнаульской гимназии № 42, ходила юная Наталья Сохарева (Теплякова), экс-редактор газеты «За науку», ныне начальник управления информации и медиакоммуникаций АлтГУ.

326 просмотров

Related posts

За десять лет – в десять раз! О юбилее колледжа АлтГУ рассказал его директор Роман Ракитин

Поэзией – в одиночку, физикой – вместе

Скрипка – как женщина. Но капризнее