Гость номера

Я и химия – синтез: химик Марина Чепрасова рассказала о увлечениях, любимых ученых и о том, как пришла в профессию

Выпускница Химического института АлтГУ доцент кафедры органической химии, кандидат химических наук Марина Юрьевна Чепрасова рассказала «ЗН» о своих увлечениях, любимых ученых и о том, как пришла в профессию.


Марина Юрьевна – коренной барнаулец. Детство, юность, студенчество – вся ее жизнь связана с этим городом. Жила в центре, училась в лицее № 86 – преподавательница с теплотой вспоминает свои школьные годы. Она училась в классе с химическим уклоном и уже тогда, будучи десятиклассницей, решила всерьез заняться химией и даже поступить на химфак.

Марина Юрьевна говорит:

– С десятого класса увлеклась химией. Для меня она казалась удивительной наукой: разные опыты и эксперименты. В школе мне особенно нравилась органическая химия, на уроках мы много работали в лаборатории с посудой, с реактивами, учились готовить растворы, планировать эксперименты. А вообще мне привила любовь к химии моя учительница Людмила Николаевна Шкуркина. Из урока в урок она говорила ученикам о том, как много уникального в этой науке. К тому же на ее занятиях было много теории, но еще больше – практики. Несмотря то, что занимались мы с ней около шести часов в неделю, каждый школьник спешил на уроки химии с огромным желанием.

По словам Марины Юрьевны, больше всего памятен сам момент удавшегося на уроке эксперимента, когда после выполнения ряда шагов ты достигаешь нужного результата. Эта радость от первого малого открытия не сравнится ни с чем. Химия заставляет взглянуть на мир другими глазами, сквозь пробирки и колбы.

Определиться с местом обучения Марине Юрьевне было несложно. Профориентационные экскурсии в АлтГУ она до сих пор вспоминает с восхищением. Вуз настолько понравился, что после окончания школы документы она подала только в Алтайский госуниверситет.

– Школьников-выпускников тогда приглашали в университет на ознакомительные экскурсии. Кстати, химический факультет был в Л-корпусе, и мы просто как в святая святых ходили и восхищались тем, что находимся здесь, в великом храме знаний. Тогда же группой попали на уроки к старшим курсам, у них был предмет «Методика обучения химии», на котором проводились опыты – яркие, красочные. На нас эти опыты произвели такие неизгладимые впечатления, просто фурор! Все сидели с широко раскрытыми глазами и смотрели на те чудеса, которые творились в лабораториях.

По словам преподавательницы, студенческие годы были очень загруженные, времени хватало только на занятия и подготовку к ним. Приходилось много читать, писать конспекты, учить формулы.

– Было непросто учиться, первый курс сам по себе сложен – меняются преподаватели, требования к знаниям, учеба становится серьезнее. На протяжении всех четырех курсов студентам нужно было изучать массу дисциплин – математику, физику, химию: органическую, неорганическую, строение веществ, коллоидную химию, аналитическую и другие. Между тем каждая химия в изучении специфична по-своему, но интересна. К тому же тогда не было интернета, часто проводили время в библиотеке. Училась хорошо: четверки, пятерки, получала стипендию.

Впервые вести занятия у студентов Марина Юрьевна начала в аспирантуре. Она уверена, что преподавание – это для нее. В нем видит много положительного: возможность передать свой опыт и знания, наблюдать, как студент растет и развивается, вместе с ним проходить путь исследователя – ставить цель, обозначать задачи и совместно достигать их. Работать ей нравится со студентами разных курсов. Марина Юрьевна уверяет:

–Любой курс по-своему интересен. На первый курс приходят, так скажем, с открытыми сосудами: глаза горят, все интересно! Ребята второго курса – уже настоящие студенты, более осознанные. С третьим и четвертым курсом душа отдыхает – дал задание, они пошли и самостоятельно все сделали. Главное – чувствовать, что ты, преподаватель, причастен к судьбе этих маленьких исследователей. Большая радость спустя время увидеть в заслугах студентов свои заслуги. Когда они перенимают опыт – это радует!

Про себя Марина Юрьевна говорит так: «Я – преподаватель адекватный». Хороших оценок никогда не жалеет и с пониманием относится к должникам. Примером для подражания в педагогике для нее стал Д. И. Менделеев, который был прекрасным учителем и гениальным ученым.

Помимо преподавания, Марина Юрьевна занимается наукой и ведет занятия в школе «Юный химик».

– Люблю работать в лаборатории, мне это приносит удовольствие. С радостью провожу опыты, связанные с органическими синтезами, когда из нескольких веществ получаешь что-то одно, например синтез бензойной кислоты, – это очень увлекательно для меня. С большим интересом работаю со сложными приборами, один из таких есть в нашем институте – сверхкритический флюидный хроматограф. Таких приборов очень мало в России, его стоимость 30 миллионов рублей. Он выполняет сложный функционал, может разделить оптические изомеры, что необходимо при создании лекарственных препаратов.

В свободное время Марина Юрьевна занимается спортом: любит кататься на коньках и горных лыжах, даже состоит в федерации по бадминтону! А еще она читает книги по саморазвитию и увлекается фотографией. Побывала во многих странах, среди которых Испания, Франция, Греция, Турция и другие. Марина Юрьевна делится планами:

– В ближайшее время хочу начать изучение второго иностранного языка. В школе изучала немецкий, а сейчас появилась необходимость в знании английского. Тем более мне как преподавателю и ученому это нужно, поэтому буду расширять свои знания. Вновь почувствую себя студентом!

Алина Фоменко
Фото автора

424 просмотров

Related posts

Историк АлтГУ – первый в УрГУ: Юрий Михайлович Гончаров прочитал лекции в вузе Узбекистана

Аркадий Шабалин

Корень ученья горек, да плод его сладок

Cherchez Kovalev