Психолог объясняет

Весеннее обострение

Фото Ирины Махриной

Вместе с патопсихологом разбираемся в психических феноменах

Весна – время расцвета! И весеннего обострения. О нем и о других психических феноменах рассказывает Татьяна Сергеевна Табурова, канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии АлтГУ.

Весеннее обострение: оно существует?

Ответ короткий: да. Если говорить более развернуто, то стоит понимать, что существует две большие проблемы, связанные со сменой времен года. Первая: сезонное аффективное расстройство. Есть факты, подтверждающие его существование, расстройство внесено в Международную классификацию болезней. Оно проявляется в виде нарушений эмоциональной сферы, снижения настроения, повышения раздражительности, чувства неудовлетворенности, тревоги или апатии. Ухудшение психического состояния зачастую приходится на период конца осени – начала зимы. Это связывают с сокращением светового дня. Вторая проблема: сезонное обострение. К такому обострению склоны прежде всего те, у кого уже имеются серьезные психические нарушения. То есть это обострение уже имеющихся проблем, например хронической тревоги, эпилепсии, биполярного расстройства, шизофрении. Причем оно цикличное, которое повторяется из года в год. Но ему могут быть подвержены и условно здоровые люди, которые находятся в эмоционально уязвимом положении: имеют гормональные нарушения, перегружены на работе и близки к эмоциональному выгоранию или просто предельно эмоциональны сами по себе. К сожалению, самый высокий риск суицида приходится на осень и весну.

Что обостряется?

Во время обострения симптоматика усиливается. У людей, склонных к депрессии, могут появляться или усиливаться суицидальные мысли. Люди с тревожными расстройствами хуже спят, чаще испытывают панические атаки. При наличии шизофрении могут наблюдаться более длительные периоды обострения заболевания, с галлюцинациями, бредом.

Почему так происходит?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но научное сообщество связывает эти явления с увеличением или уменьшением светового дня, влияющими на выработку серотонина, мелатонина, витамина D. Витамин D – физиологически активное вещество, оно влияет на многие процессы в организме, в том числе уровень энергии. Мелатонин влияет на качество сна, серотонин – на настроение, умственную работоспособность.

Другими словами, биологические ритмы связаны с длительностью светового дня. Чем больше света – тем мы активнее. Соответственно, когда количество его начинает меняться, наша гормональная система переходит, условно, из режима полусна в режим бодрствования (или наоборот). Этот переход требует физиологических ресурсов, любая перестройка для нас – стресс. Организм на нее тратит много энергии.

В странах, где световой день примерно одинаковый во все времена года, сезонные обострения не так выражены. Существует такая версия, что реакция на сезонные изменения связана с тем, что человеческий род зародился в Африке. Миллионы лет мы жили в условиях, где не было выраженной сезонности. Сейчас мы живем в условиях суровой зимы и нехватки солнечного света. Человек к этому биологически не совсем приспособлен. И эта световая адаптация требует от нас физических и психических сил, из-за чего мы можем чувствовать себя разбитыми, усталыми.

Чем себе помочь?

Для помощи себе в этот период стоит учитывать, что обострение – во многом физиологический процесс, поэтому нужно идти через организм, заботу о нем. Обязательно нужен полноценный сон, даже дольше, чем обычно. Если в обычные дни хватает 7–8 часов, то во время обострения может требоваться около 10 часов сна. Стоит снизить психоэмоциональные нагрузки и вообще упорядочить образ жизни. Чаще общаться с родными, друзьями. Следить за питанием и заниматься спортом. Это позволит прожить весенний период более спокойно.

Что такое патопсихология?

Самое простое отличие: патопсихология – психология, а психопатология – медицина. Оба направления занимаются исследованием психических нарушений, но в психопатологии используются медицинские термины, описания (этиология болезни, симптомы, синдромы, диагноз), в патопсихологии – психологические термины (особенности личности, нарушения волевой сферы, регуляция эмоций). При этом и психопатология, и патопсихология описывают один и тот же объект. Существенное отличие, которое проявляется в работе психолога и психиатра: психиатры делают акцент на описание течения болезни, симптомов, на то, как человек реагирует на само лечение. У психологов подход, скорее, объяснительный: задача состоит не только в том, чтобы описать ситуацию, но и установить ее первопричину.

Психопатолог – врач, его основная задача – вылечить, поэтому зачастую он ориентирован на фармакологию, назначение медикаментов. Патопсихолог проводит диагностику с помощью экспериментальных психологических методик, чтобы затем осуществлять коррекцию с помощью методов психотерапии. Зная, что «сломалось», он начинает совместно с человеком эту «поломку» устранять.

Скажем, парень поссорился с девушкой, через какое-то время у него появилась бессонница, странные мысли, он начал вести себя необычно, возникли галлюцинации. Психопатолог описал бы это так: на первом этапе у пациента наблюдается нарушение сна, на втором галлюцинации, на третьем он формирует бредовую концепцию. И методы психопатолога (психиатра) соответствующие. Основные – наблюдение и беседа. Подход психиатров – описательный.

Патопсихологов – объяснительный. Поэтому основной метод патопсихологов – эксперимент. Мы пытаемся найти и исследовать механизм возникновения расстройства, а не просто описать, как это расстройство проявляется. Например, при шизофрении один из базовых механизмов возникновения – искажение мотивации. Мотивация здоровых людей построена вокруг социальности. Мы стараемся мыслить так, чтобы решать социальные задачи, мы ориентируемся на собеседника, чтобы быть ему понятным. Фактически основной смысл жизни в постоянном взаимодействии с людьми. При шизофрении этот социальный стержень личности ломается. Из-за этого у таких людей наблюдаются странные проявления, например, человек может заговариваться: его спросили про одно, он говорит совершенно про другое. Или он вообще говорит, не учитывая собеседника. Его мышление теряет социальную направленность, он не нацелен на достижение результата, в результате получается такое «мышление ради мышления». И человек оказывается социально дезадаптирован.

С какими проблемами к вам обращаются чаще всего?

Чаще всего встречаются тревожно-депрессивные расстройства. Часто клиенты жалуются на проблемы на работе, перегруз, на то, что не справляются с обязанностями. Начинаешь разбираться, оказывается, что человек работает долго, в бешеном ритме, его уровень энергии уже на исходе. Иногда выявляется тяжелая депрессия. В таких случаях я направляю клиента к психиатру, который может прописать медикаменты. Типичный случай из моей практики: девушка волнуется по поводу нестабильного финансового положения, затем проявляются нарушения сна, навязчивые действия, некие ритуалы, которые помогают прийти в спокойное состояние. Все началось с успокаивающих процедур для лица, потом она начала применять более травматичные для кожи процедуры – скрабы, чистки каждый вечер. Впоследствии она поняла, что уже сами эти ритуалы стали проблемой, причиняющей боль и дискомфорт, отнимающей много времени, поэтому обратилась за помощью. В процессе психотерапии оказалось, что за всем этим стоит сильная тревога, связанная с переездом в другую страну. Ко мне часто обращаются клиенты, которые живут за рубежом. У них много сложностей, связанных с иммиграцией или проживанием в зоне вооруженных конфликтов. Например, есть израильская семья, в которой с началом военных действий в секторе Газа стало расти эмоциональное напряжение, участились конфликты, обострились заболевания у детей. Политическая обстановка влияет на состояние людей по всему миру. Я, как психолог, с этим сталкиваюсь.

Что есть психическая норма?

Психическая норма – это то, что исторически закрепилось в качестве нормы. Члены научного сообщества договорились между собой о том, что считать нормой. В Международной классификации болезней, которая периодически обновляется, прописаны критерии нормы. По ним видно, что переход от нормального к патологическому поведению – это континуум, между ними нет четкой границы. То есть понятие нормы относительно.

Существует несколько подходов к понятию нормы. Например, статистический: норма – то, что свойственно большинству, а патология – то, что отклоняется. Проблема в том, что люди со сверхразвитыми способностями, гении, превышают по умственным способностям статистическую норму, поэтому их можно назвать патологичными. С другой стороны, кариес, например, есть у большинства людей, но в понятие нормы он не входит, это болезнь. То есть статистический критерий неплох, но он спорный. Есть подход к норме как к социальному феномену. Если человек выполняет все правила взаимодействия, соблюдает социальные нормы, то тогда он в порядке. Но если он, например, ходит голым по проспекту Ленина или вытворяет что-то асоциальное, тогда возникают вопросы.

В философском подходе норма рассматривается как идеал. Согласно ему есть идеал нормы, к которому нужно стремиться, а то, что отклоняется от этого стремления, – ненормально.
Есть субъективная норма – это то, как человек себя чувствует. Если он от социальной нормы не отклоняется, интеллект у него в норме, самоконтроль тоже, но он субъективно не удовлетворен своей жизнью, страдает и переживает тяжелые состояния, то тогда это отклонение.

Подход, который чаще всего используется сейчас, – функциональная норма. Здесь мы смотрим на поведение, эмоции, умственную деятельность человека с точки зрения целей и функций, которые ему нужно выполнять. Тогда ненормально то, что не позволяет ему это делать.

Консенсус научного сообщества проходит на стыке этих нескольких параметров. Если все суммировать, то принято считать ненормальными нарушения в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах человека, которые причиняют вред и снижают качество жизни самого человека или окружающих людей. Нарушения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах, которые доставляют страдания, неудобства, нарушают адаптацию человека в обществе и его адаптацию к жизни.

Сколько зафиксировано психических заболеваний?

В Международной классификации болезней (МКБ-11) отдельная, шестая глава отведена психическим расстройствам: психическим и поведенческим расстройствам, а также нарушениям нейропсихологического развития. В ней 21 раздел, в каждом – от 3 до 7 заболеваний. Недавно узнала такой факт: если все население Земли продиагностировать по тем критериям, которые изложены в классификации болезней, то окажется, что каждый восьмой страдает психическим расстройством. Это очень много.

Самые распространенные психические заболевания – это тревожно-депрессивные расстройства. Например, генерализованное тревожное расстройство. Проявляется оно так: вроде бы все хорошо, но человек постоянно находится в состоянии хронического напряжения, ждет, что что-то пойдет не так. Это постоянное ожидание беды.

Широко распространены панические расстройства, проявляющиеся в виде панических атак. Их часто путают с сердечными приступами или другим проблемами, вызванными физическими недугами, однако природа этих явлений – психологическая.

Сейчас очень много расстройств, связанных с военными конфликтами. Самое распространенное среди них – посттравматическое стрессовое расстройство. Причем оно сказывается не только на больных, но и на их ближайшем окружении, ухудшая их психологическое состояние и качество жизни.

Среди расстройств эмоциональной сферы одно из первых мест по частоте встречаемости занимает депрессия. Депрессия связана со стойким, длительным нарушением работоспособности, снижением энергии, интереса, мотивации и переживанием грусти. В этом состоянии иногда у человека может не быть глубокого чувства печали или вины, просто почему-то все сложнее встать с постели, на работе приходится делать волевые усилия для осуществления простых действий. Важно обращать внимание на такие проявления, они могут быть первыми сигналами, что что-то идет не так.

Все эти тревожно-депрессивные расстройства во многом связаны с переживаемыми событиями, стрессом. Стресс – это нормальная часть нашей жизни, но если мы чувствительны по каким-то причинам (сложный период, физиологически нервная система такая), то тяжелый период может послужить триггером какого-то расстройства.

Многие расстройства возникают на фоне генетической предрасположенности. Например, если родственники человека были склонны к депрессивным состояниям, то с большей вероятностью у него во время тяжелых периодов будет депрессия. Если в роду чаще встречалась тревога, то с большей вероятностью может сформироваться склонность к паническим атакам, тревоге. Шизофрения сейчас связывается преимущественно с генетической предрасположенностью. Есть заболевания, которые напрямую связаны с генетической поломкой, например ранний детский аутизм. А есть заболевания, в которых гены становятся фундаментом для их развития.

Тема корпоративной культуры: как жить на работе?

Стресс может быть связан с коллективом или самой работой, его делят на коммуникативный и информационный. Одно дело, когда я испытываю стресс как преподаватель и психолог из-за чрезмерной коммуникации с людьми, устаю от общения. И другое дело, когда он вызван переизбытком самой информации, повышенными интеллектуальными нагрузками, необходимостью ежедневно решать множество сложных задач.

Если стрессы связаны с конфликтами на рабочем месте, то их надо решать. Но если это не конфликты, а буллинг, то у меня плохие прогнозы. Я считаю, что если на работе есть буллинг и он длится несколько месяцев, то нужно менять работу, т.к. зачастую в одиночку проблему буллинга решить невозможно. Приведу случай из практики. Одна моя клиентка улетела за рубеж, устроилась работать няней в очень богатую семью. И у нее начали складываться весьма странные отношения с матерью ребенка. Та общалась поначалу дружелюбно, но постепенно в разговорах стали появляться завуалированные оскорбительные фразы, хозяйка дома заставляла мою клиентку решать вопросы, которые не входили в ее обязанности. Дело дошло до того, что когда однажды клиентка переобулась в тапочки, то порезала ноги: там было стекло. В таких случаях единственный выход из ситуации – уход. Потому что буллинг – это насилие, когда люди находятся в неравном положении, есть дисбаланс власти. По сути, один человек в этой ситуации – палач, другой – жертва.
Если же разбирать нормальный человеческий конфликт, когда люди в равных позициях, то здесь нужно выстраивать диалог. Может помочь развитие навыков ассертивного поведения – уверенности, сочетающейся с гибкостью и способностью договариваться. В этом случае коммуникация строится таким образом, чтобы решить проблему, а не выяснить отношения. В выстраивании коммуникации помогает прием «я-высказывание». Когда надвигается конфликт, лучше не использовать фразы, начинающиеся с «ты», с явного или скрытого обвинения: «ты шумишь и мешаешь выполнять задачи». Лучше говорить от себя: «мне сложно работать, когда ты громко слушаешь радио». При нападках и критике хорошо работают доброжелательные расспросы и уточнения. Когда кто-то кричит, высказывает необоснованную критику, то можно снизить накал с помощью того, что вы говорите: «Хорошо, расскажите подробнее, что именно не так». В ответ вы можете получить: «Все отвратительно!» Тогда можно ответить: «Я понимаю, давайте пойдем по порядку». В такой ситуации собеседник постепенно переключается на решение проблемы.
Чем можно помочь себе в ситуации сильного стресса на рабочем месте? Если прийти в себя важно здесь и сейчас, полезно использовать конкретные физические действия. Например, нас отрезвляет холодная температура. Нужно умыться ледяной водой, намочить виски, руки. Чувство паники или ярости притупится. В моменты волнения помогают простые дыхательные техники. Главный принцип – выдох должен быть длиннее вдоха.

Есть талант, а есть дар. В чем разница?

Термин «талант» не сугубо научный, скорее философский. С точки зрения науки выделяются разные уровни способностей: задатки (врожденные или в раннем детстве приобретенные особенности), собственно способности, одаренность, талант, гениальность. Способности есть у каждого человека. Это индивидуально-личностные характеристики, черты, которые позволяют человеку быстро приобретать определенные навыки, умения в определенной области и достигать успеха в деле. Если говорить про одаренного человека, то это тот, кто отлично справляется со своей деятельностью, его успешность на порядок выше, чем у других. Можно провести аналогию с каким-нибудь блогером. У него, допустим 500 000 подписчиков, а у его прямых конкурентов 75 000. Талант – это немного другое. Здесь появляется уникальный стиль. Талант – это не просто способность человека быть успешным в деле, талант – это уникальный метод, стиль, приемы. И в этом плане талантливого человека невозможно заменить другим. Он не просто хорош в своей профессии, он сам по себе явление уникальное. Гений – это еще более высокий уровень способностей. Это не тот, кто делает что-то оригинальное необычным способом, это человек, который создает новые области науки, искусства, делает открытия, вклад на мировом уровне. Мне нравится афоризм Шопенгауэра: «Талант попадает в цель, в которую никто попасть не может, а гений попадает в цель, которую никто больше не видит».

Как найти себя?

Основа – два компонента: что нравится делать и что хорошо получается. На стыке этих двух параметров складывается тот самый профессиональный выбор. Суперидеальная ситуация: когда вам и нравится заниматься чем-то и это хорошо получается. Мне нравится японская концепция гармонии «икигай». Согласно ей, чтобы найти себя, нужно задать себе четыре вопроса. Что у меня лучше всего получается? Что я больше всего люблю делать? Что я могу дать людям? За что я могу получать достойное вознаграждение? Когда сливаются эти четыре параметра, то это и есть ваше дело жизни.

Источник: www.blog.stellav.ru/ikigai

Акцент

Если вы хотите увереннее чувствовать себя не только в конфликтных ситуациях, а в жизни в принципе, то могу посоветовать замечательную книгу Мануэля Смита «Тренинг уверенности в себе».

Эля ПЕТРЕНЕВА

622 просмотров

Related posts

Как понять тебя, подросток? Рассказывает психолог ИГН АлтГУ Татьяна Геннадьевна Волкова

Юлия Дильман

Как распознать буллинг?

Сижу на digital-диете