Форум

Выстраиваем IT-архитектуру

Один из ключевых треков форума был посвящен трансформации образования. Его участники сделали экспертный обзор лучших образовательных практик динамично развивающихся университетов: Петербургского госуниверситета путей сообщения (ПГУПС Императора Александра I), Казанского федерального университета (КФУ), Уральского федерального университета (УрФУ), Тюменского государственного университета (ТюмГУ), Алтайского государственного университета (АлтГУ). А также рассмотрели кейсы магистральных отечественных IT-компаний и образовательных платформ:
«СберУниверситета», «Актру», СDO Global, «ВЭЙ», ВТБ.

О том, как наладить эффективную образовательную модель в университете с помощью цифровых сервисов, рассказал начальник управления информационных систем учебного процесса дирекции ИТ УрФУ Алексей Сысков. Заострив внимание на технической составляющей образовательной модели УрФУ, эксперт вызвал интерес прежде всего у IT-специалистов трека:

– Учебный план – это инструмент, который позволяет управлять образовательным процессом. С этой целью УрФУ использует платформу управлениями индивидуальными образовательными траекториями (ИОТ) Modeus, общие же для университета сервисы ИОТ являются собственными разработками. При этом во внимание берется не столько сам процесс обучения, сколько его результат. Это важно, так как в нашем вузе учится более 47 000 человек на более чем 350 образовательных программах. Замечу, что ключевым итогом внедрения ИОТ в образовательный процесс УрФУ стала конкуренция за места: запись на наиболее востребованные дисциплины и проекты заканчивается уже через 3–5 минут!

Итак, в чем архитектурная особенность нашей модели обучения? Она основывается на трех ключевых уровнях: IT-инфраструктуре, IT-сервисах и цифровых инструментах (бизнес-уровень). При этом в УрФУ функционирует около 100 информационных систем и сервисов, а учебные модули сегментированы по различным кластерам образовательных активностей. Такой подход дает возможность реализовывать цифровые сервисы, достаточно независимые друг от друга, то есть учитывать их функциональную специфику. Это видно на примере кейса УрФУ, связанного с проектным обучением, когда у нас есть сервис работы с индустриальными партнерами, запросы которых влияют на индивидуализацию учебной траектории студентов.

Такая гибкая образовательная модель позволяет задействовать различные уровни образовательной деятельности: от единичной образовательной программы до институтских и – шире – общеуниверситетских модулей. Например, в 2023/2024 учебном году более 34 000 студентов УрФУ было задействовано в различных типах образовательной активности: иностранный язык выбрало около 5000 человек, элективы – почти 8500, в проектном обучении и секциях физической культуры участвовало больше 22 000, в «майоре» (от англ. major – основной предмет или область образования, на изучении которого студент специализируется) – больше 6000. Качество образования, стоит заметить, оценивается по 22 показателям из четырех категорий: контингент студентов, привлекательность программы, совершенствование методов и технологий обучения, кадровое обеспечение.

На данный момент один из ключевых вопросов: как состыковать ту студенческую и преподавательскую активность, которая есть в социальных сетях, с каким-либо общеуниверситетским сервисом? Проблему эффективной коммуникации в УрФУ решает соответствующий сервис, где видны все актуальные запросы как студентов, так и преподавателей.

Аркадий ШАБАЛИН

288 просмотров

Related posts

Круто ты попал на ВФМ

Трансформация: опыт ТГУ

«Алтай – Азия 2024»: точка притяжения