Одна история

10 000 теплых карточек

Время на прочтение: 4 минут(ы)

В первый день октября во всем мире отмечается день рождения почтовой открытки. В советское время обмениваться друг с другом открытками по праздникам, например 1 Мая, 8 Марта или Новый год, считалось традицией, однако сейчас многие думают, что отправление почтовых открыток совсем непопулярно и забыто. «ЗН» пообщалась с опытным поскроссером и филокартистом Юлией Николаевной Назаркиной, к.э.н., доцентом кафедры менеджмента, организации бизнеса и инноваций АлтГУ, и выяснила, так ли это на самом деле.

Если традиция обмена письмами стара как мир, то открытки, какими мы их знаем сейчас, появились не сразу. Идея «почтовых карточек» первому пришла генеральному директор почты Северогерманского союза Генриху фон Стефану в 1865 году, но предложение не нашло поддержки: «открытые письма» сочли неприличными. Нечто похожее предложили книготорговцы Фридляйн и Пардубиц в 1869 году – бланки «универсальной корреспонденции». На оборотной стороне такого бланка предполагалось писать несколько стандартных фраз. По их замыслу отправителю достаточно было отметить одну из этих фраз и написать адрес места назначения. Несмотря на то, что такие бланки предлагалось отправлять по более низкому тарифу, предложение тоже не сыскало поддержки. В том же году проект новой почтовой карточки опубликовал профессор экономики Венской высшей технической школы Эммануил Герман. Текст на его открытке не превышал и двадцати слов, а тариф был ниже, чем для писем. Наконец, 1 октября 1869 года первая почтовая карточка вышла в обращение под названием «корреспондентская карточка». На ней была напечатана оригинальная марка номиналом в два крейцера.

В России почтовые карточки появились довольно скоро – в 1872 году. Однако на них еще не было лицевой стороны с рисунками, а только одна сторона с «бланком открытого письма». Карточки стали называть «открытые письма», а затем по-простому – «открытки». В 1890-х годах стали появляться иллюстрации на другой стороне открытки. Одними из первых российских открытых писем с иллюстрациями стали карточки с достопримечательностями Москвы, датированные 1895 годом.

 

С Юлией Николаевной мы познакомились в «Лавке букиниста», где в последний год проводит свои встречи клуб посткроссеров и филокартистов Алтайского края. В детстве она, как и многие девочки советского периода, любила собирать почтовые открытки и марки. Затем на некоторое время эта привычка ушла, поздравления стали произноситься по большей части словесно или в социальных сетях. В 2014 году Юлия Николаевна получила приглашение присоединиться к клубу посткроссеров во «ВКонтакте». В то время в него входило на постоянной основе всего пять-шесть человек. Одно время Юлия Николаевна была зарегистрирована на специальном сервисе, который позволял обмениваться открытками с посткроссерами со всего света, но со временем стала отправлять открытки просто своим знакомыми в другие города: сфера посткроссинга и филокартии позволила найти множество знакомств по интересам.

– Раньше я собирала открытки тематические, например с трамваями. Начинала со ста или двухсот, а потом, когда их стало больше тысячи, перестала подсчитывать. Недавно купила открытку с трамваем в галерее Ивана Ильющенко. Иногда, когда он сам там бывает, можно попросить у него автограф. Такие открытки с автографами у меня тоже есть! Сейчас мне интересны открытки сюжетные, где изображены беседующие люди, работающие. Люблю открытки в стиле соц-арт, которые выпускали в 1950-1960-х годах. Конечно, их сейчас уже не выпускают, только репринты. Но если я вижу интересную, красивую открытку в этом стиле, то могу купить даже репринт. Какое-то время я собирала открытки с вузами, всего их у меня было около 2000. Еще мне интересно собирать открытки с картинами разных художников, а потом в целом изучать их творчество, к какому веку они относятся и что в это время происходило. Отдельный процесс – подписание открытки. Хочется не просто написать «Привет, как дела?» или какая у меня погода за окном. Хотя это тоже некоторые люди любят, писать, чем ты сейчас занимаешься, какую книгу читаешь. Хочется подойти к этому внимательно и кропотливо. Отправляешь открытку с ежиком, ищешь какие-то интересные факты про ежиков. Если на открытке маяки, то ищешь что-то про них, чтобы человеку-получателю это было познавательно, – объясняет Юлия Назаркина.

Еще одна неочевидная сторона посткроссинга – это нетворкинг. В процессе общения посткроссеры и коллекционеры сближаются, а затем приезжают друг к другу в гости в разные города и даже за границу, знакомятся с иллюстраторами и художниками, помогая им в выборе эскизов для будущих марок и открыток. В тесном сообществе коллекционеры уже знают предпочтения друг друга и обмениваются открытками по темам друг друга.

– Посткроссинг – это такое теплое хобби, позитивное. Переписываешься с человеком, а потом узнаешь, чем он занимается, о его семье, какие-то даже не связанные с открытками темы обсуждаешь. Какая радость охватывает, когда видишь в почтовом ящике открытку, долго ее рассматриваешь, смотришь, что тебе написали. Но большая радость, когда твою открытку получает другой человек, особенно когда он о ней не знал, а потом делится в переписке своими эмоциями.

От автора

Любовь к отправке открыток мне привила мама, Елена Финк. Едва я научилась писать, мы стали отправлять подписанные и разрисованные мной открытки нашим родственникам по Барнаулу и в другие города. Как же было радостно слышать по телефону: «Анюта, открытка твоя дошла!

Получили, спасибо!» Уже взрослая, я стала собирать открытки осознанно из всех своих поездок, коих всегда было много: Томск – Барнаул, Томск – Горный Алтай, Барнаул – Санкт-Петербург. Первым шагом было осознанное потребление: все-таки бумажную продукцию в случае чего можно переработать, а вот магнитики и другие не сильно полезные сувениры – далеко не всегда. Открытка занимает совсем немного места и хранить их значительно проще, к тому же стоят они, как правило, не дорого: от 20 до 50 рублей. Авторские дороже: от 100 до 200 за экземпляр. Поначалу я использовала старые советские открытки в качестве декора комнаты, для коллажей – совершенно не по назначению. Затем начала удивлять своих друзей и подписывать им на дни рождения открытки 70-х или 80-х годов. Они подхватили мою идею и тоже стали подписывать мне открытки, только уже поновее. Когда мне довелось жить в Санкт-Петербурге, со многими своими товарищами из других городов я держала связь благодаря обмену открытками. Однажды подруге весточка от меня пришла аккурат в ее день рождения! Сейчас в моей коллекции около 250 открыток – за пять лет не самого активного собирания. Однако каждая из них дорога сердцу, потому что подарена семьей, подписана рукою друга, куплена в городе, где я оказывалась волей судьбы, или же рисунок на ней отзывается моему мироощущению.

Анна ЗАГОРУЙКО
Фото из архива героя

25 просмотров

Related posts

Строили – и построили!

Четыре тезиса Мартина

Каким ты был?