В Горно-Алтайском государственном университете с 24 по 25 апреля состоялась Международная научно-практическая конференция «Туризм как фактор устойчивого развития региона». На ней студент 3-го курса МИЭМИС Степан Мешалкин выступил с докладом «Продолжение железнодорожной линии Алтайская – Бийск (Бийской ветви) до Республики Алтай как способ повышения туристической привлекательности региона: возможности и угрозы».
– Я всю жизнь живу рядом с железной дорогой, в селе Троицком, у станции Большая Речка. Поэтому любовь к железным дорогам у меня с самого детства, – отмечает студент. – В своем докладе я выделил ряд существенных преимуществ, которые могут качественно изменить жизнь региона. Прежде всего это ускоренное экономическое развитие Республики Алтай, что выразится в создании рабочих мест и улучшении самой логистики. Бытует мнение, что текущее состояние железнодорожной логистической инфраструктуры в этой республике крайне неудовлетворительно. Поэтому я и предлагаю проложить железную дорогу до Республики Алтай.
В России, по словам Степана, таких предложений не так много, и, учитывая специфику Горного Алтая, этот новый маршрут мог бы стать его настоящей визитной карточкой. Помимо того, железная дорога способна разгрузить Чуйский тракт – главную транспортную артерию Алтая. Степан уверен, что эта перегрузка – причина высокого уровня смертности в ДТП: за последние три года (2021–2023), по его подсчетам, на трассе погибло около 100 человек. Однако проект сталкивается с серьезной критикой, прежде всего из-за потенциальных экологических рисков: массовой вырубки лесов и угрозы вывоза природных ресурсов из Сибири.
– В случае продления железной дороги до Китая, я это тоже предполагаю, существует риск изменения стока высокогорных рек. Бывший глава Республики Алтай Александр Бердников высказывался против этой идеи, опасаясь, что строительство затронет сакральные для местных жителей места. На пути потенциальной трассы могут оказаться многочисленные заповедники, такие как плато Укок и природный парк Уч-Энмек.
Тем не менее, как будущий специалист в области экономического анализа и управления рисками, Степан выступает за проведение дополнительной экологической экспертизы и обязательного социального опроса среди местного населения.
– Идея строительства железной дороге вызвала различную реакцию. Многие отнеслись к ней скептически, признавая существенные риски, но также нашлись и те, кто поддержал проект. Я благодарен всем, кто оказал мне поддержку, особенно своему научному руководителю Михаилу Викторовичу Котванову, к. э. н, доценту кафедры экономики и эконометрики.
Как отмечает Степан, на данный момент проект строительства железной дороги в Республике Алтай остается предметом активных дискуссий, требующих комплексного подхода и тщательного изучения всех экономических, экологических и социальных аспектов для принятия взвешенного решения.
Соб. инф.