На IV международном алтаистическом форуме «Славяно-тюркский мир на пространстве Большого Алтая: история и современность» ученые со всего мира смогли представить свои доклады в 12 секциях: от религии до политики. Один из модераторов секции «Исследования традиционной культуры, религии и мировоззрения тюркских народов» Ильнур Мидхатович Миргалеев, руководитель Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М. А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, дал «ЗН» экспертный комментарий.
Ильнур Мидхатович – руководитель и координатор ряда проектов по исследованию истории Золотой Орды («Золотая Орда в мировой истории», первый том трехтомника «История татар западного Приуралья»), соавтор мультимедийного интерактивного учебника по истории татарского народа и Татарстана. Автор более 100 научных статей, в том числе на иностранных языках, научный редактор более 50 монографий, коллективных трудов, научных сборников. Главный редактор журнала «Золотоордынское обозрение» и ежегодников «Золотоордынская цивилизация», «Нумизматика Золотой Орды», член редакционных коллегий журнала «Крымское историческое обозрение», журнала “Studia et Documenta Turcologica” (Румыния).
– В сферу моих научных интересов входят политическая история и источниковедение Золотой Орды и татарских ханств, средневековые тюркские и османские исторические сочинения. Мой доклад будет посвящен анализу тюркских источников, созданных в среднеазиатских политиях, где правили шибаниды. На алтаистическом форуме, как и вообще в Барнауле, я впервые. Главное в таких форумах – научная дискуссия. Надеюсь, она прольет свет на малоизученные проблемы тюркологии.
Если говорить о моем докладе, он посвящен актуализации ранней истории шибанидов. Как известно, шибаниды – это чингизиды, потомки Шибана. Эта династия в золотоордынский период управляла сибирским улусом Золотой Орды (улус Шибана), а после распада Золотой Орды – в Сибирском ханстве и в Средней Азии. В Средней Азии были созданы исторические сочинения с позиции чагатайцев и тимуридов, противников джучидов. Поэтому для шибанидов так важно было с их точки зрения дать объективную историю об их роде. Мой доклад как раз посвящен этому вопросу. Я разбираю сюжеты, которые шибанидские авторы выводят на первый план. Им важно было показать авторитет родоначальников шибанидской династии. В частности, сюжет о получении Шибаном от его деда Чингиз-хана отдельной юрты как раз является одним из важных составляющих «истории шибанидов».
Эти вопросы важны, прежде всего, с точки зрения источниковедения, для исторической науки в целом, показывающей, что шибаниды, которые взяли под контроль новые территории, обосновывали право владения этими территориями, для чего они актуализировали историю своей династии. Без источниковедческого анализа эти сюжеты нельзя использовать для исторических реконструкций.
Эльвира ПЕТРЕНЕВА