Гость новогоднего номера – Алексей Алексеевич Тишкин, д. и. н., проф., заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии АлтГУ, археолог с мировым именем. В честь Года Огненной Лошади расспросили ученого об этом значимом для культурного наследия Большого Алтая животном.
– Алексей Алексеевич, вы изучаете древние и средневековые культуры Алтая. Занимаетесь раскопками. Расскажите о значимых археологических находках, связанных с лошадьми, которые когда-либо находили.
– На самом деле интерес и даже притяжение к таким животным, как лошади, у меня обозначились еще с детства, которое прошло в селе, где кони имели важное значение в хозяйственной деятельности. Обучаясь в университете, удалось погрузиться в археологию и обратиться к тематике, связанной с кочевым миром. Именно культура древних и средневековых животноводов стала основной в дальнейших моих научных исследованиях. При этом важно было понимать истоки коневодства. Окончательное одомашнивание лошади произошло довольно поздно – в конце III тысячелетия до н.э. Поэтому пришлось углубляться в ранние периоды эпохи палеометалла. За время многолетних археологических раскопок было обнаружено много остеологических останков.

В результате сформировалась крупная коллекция находок, которые абсолютно все стали очень важными, так как для современных палеогенетических и других исследований необходим массовый, разновременный и разноплановый материал. Он необходим для археозоологических заключений. Кстати, в этом году вышла большая статья, подготовленная под моим руководством, о результатах изучения экстерьера пазырыкских лошадей скифо-сакского времени, которые в большом количестве обнаруживаются в курганах, в том числе в замерзшем виде. Массовые жертвоприношения коней фиксируются во Внутренней Азии в памятниках так называемой культуры херексуров и «оленных» камней. От них мы находим только черепа и некоторые кости нижних конечностей. Но этого достаточно для генетических исследований, чтобы определить пол, масть, предковые линии, болезни и многое другое. Эта тема сейчас очень востребована. Наверное, большинство статей в самых высокорейтинговых журналах мирового уровня с моим участием как раз посвящено именно древним лошадям. И поле для такой научной деятельности пока не имеет границ. В этом плане Алтай является самым важным регионом, так как только на этой территории на протяжении многих веков существовала традиция сопроводительного захоронения лошадей.

– А как и на каких предметах быта в древних культурах изображали лошадей?
– Самые ранние изображения диких лошадей известны со времен верхнего палеолита. В знаменитых пещерах Западной Европы имеются прекрасные образцы древнейшего искусства. На «оленных камнях», которые являются объектом моего пристального изучения уже более 20 лет, есть петроглифы разных лошадок. Они датируются концом II – началом I тысячелетия до н.э. Часть из них связаны с боевыми колесницами, есть даже квадриги. Четко выделяются два вида изображений лошадей. Одни из них грацильные, очень статные и, судя по всему, высокого роста. Другие более грубые, но мощного вида. Вообще изображения коней в культуре древних кочевников Алтая – это отдельная тема, которой занимается моя ученица Виктория Гражданкина, обучаясь в магистратуре. Сейчас предметом ее пристального внимания являются скульптурные фигурки коней из дерева, которые благодаря мерзлоте сохранились в курганах пазырыкской культуры.

– Какова роль лошади в жизни кочевых народов? Как это отразилось на их религиозных воззрениях? Какие ритуалы захоронений лошадей существовали?
– Роль лошади в жизни кочевых народов можно назвать доминирующей во всех отношениях, так как это животное обеспечивало достойное существование и многое другое. Естественно, что это отразилось на религиозных представлениях и практиках. Ритуалов много, и я уже о двух, как минимум, сказал – сопогребение человека с конем и жертвоприношение лошади, что в обоих случаях сопровождалось умерщвлением. По поводу ритуалов можно прочитать у Геродота. Древние кочевники устраивали погребальные мистерии, целые театральные представления. У пазырыкских сопроводительных лошадей в «царских» курганах на головах лошадей надеты маски других животных, оленей например. Это неспроста. Часть ритуала. Лошадь была психопомным животным, то есть проводником в загробный мир.

– Как снаряжали и украшали лошадей в различные исторические периоды?
– Конское снаряжение для верховых лошадей и конская упряжь для упряжных животных – это важнейшие археологические источники. Поэтому изучению всех элементов и деталей исследователи придают особое значение. Опубликовано много работ, в том числе и моих. В качестве понимания всего этого и особого предновогоднего подарка рекомендую недавно вышедшую книгу, к которой я был причастен в качестве консультанта и редактора. Она называется «Аспнамэ. Книга о конях и конском снаряжении туркмен» (М., 2023.) Туркмены – это единственный народ, которые не ест конину. Очень их уважаю! Они создали одну из самых высоких коневодческих культур.
– Самые ранние упоминания лошади в письменных источниках.
– Письменные свидетельства с упоминанием реальных лошадей датируются значительно позже, чем лошадь стала широко использоваться у многих народов, в основном бесписьменных. В египетских источниках иероглиф, обозначающий лошадь, появился примерно в XVII–XVI веках до н.э., и это было связано с вторжением гиксосов, которые использовали боевые колесницы, запряженные лошадьми. Самые ранние такие колесницы обнаружены на территории Южного Урала в погребальных памятниках синташтинской культуры, датируемых в рамках XX–XVIII веков до н.э. Повествования о лошадях закрепились сначала в устной традиции и передавались веками в такой форме, а потом уже отразились в письменном виде. Наверное, наиболее ярко они представлены в Ведах и в древнеиранском религиозном сборнике «Авесте».
– Почему с древних времен к лошадям такое трепетное отношение?
– Потому что лошадь – это жизнь. Верный друг, хороший помощник и важная боевая единица.
Беседовала Софья ПРОТАСОВА
Первое фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА
