Гость номера

Учусь у студентов

Время на прочтение: 4 минут(ы)

5 декабря отмечает юбилей доцент кафедры социологии и конфликтологии АлтГУ Наталья Анатольевна Стерлядева. Она – талантливый педагог, выпускница нашего университета.

– Наталья Анатольевна, вы преподаете множество гуманитарных дисциплин, все они разные.

– Я недавно подсчитала, что веду 10 конфликтологических и примерно столько же социологических дисциплин. Почему так? Я работаю в университете уже давно, больше тридцати лет, определенный профессиональный опыт есть. Кроме того, я математик по образованию, а это значит, умею структурировать материал, логически мыслить – эта способность очень важна. И самое главное – мне нравится преподавать, делиться знаниями со студентами, нравятся мои предметы.

– То есть математика и здесь помогает?

– Одна моя знакомая говорила, что математики могут работать везде. Наверное, я с ней согласна. Математика – это конкретный способ мышления. Умение собраться с мыслями в нужный момент. Способность распределить время так, чтобы его хватило на все.

– Бытует мнение, что гуманитарное образование не так востребовано. Что ответит социолог?

– А кто еще критически посмотрит на наше общество и сможет всесторонне проанализировать мировые события? Мне кажется, наша профессия всегда актуальна, т.к. именно социология помогает познать социальные процессы современного общества.

– А какие дисциплины – ваши любимые?

– Мне нравится курс «Социология международных отношений». Мир меняется ежедневно, и подготовиться к этим изменениям сложно. Нужно каждый день отслеживать мировые события, обсуждать их со студентами и коллегами, выделять значимые факты и отделять их интерпретации, анализировать. «Социология организационной культуры» тоже нескучный предмет, я вижу, как студенты с любопытством воспринимают его. На занятиях уделяю внимание вопросам формирования организационной культуры, ее функциям, ее роли в развитии организации. Ребятам нравятся практические задачи, особенно когда мы пытаемся сформулировать миссию организации или разработать элементы организационной культуры. Например, даю задание представить себя в роли руководителя какой-либо организации, попробовать сформулировать ее миссию, придумать корпоративные праздники, которые бы способствовали укреплению сплоченности коллектива. Считаю интересным курс «Социально-психологические аспекты конфликторазрешения», который я преподаю конфликтологам. В рамках этого курса проводим со студентами небольшие тренинговые занятия. Например, тренинг общения и рационального поведения в конфликте. Еще «Конфликтология международных отношений» – разбираем причины конфликтов на международной арене, стратегии их урегулирования и разрешения. Например, такие глобальные конфликты, как Первая мировая война, о которой студенты знают гораздо меньше, чем о Второй мировой, или Карибский кризис. Изучаем и локальные конфликты, например пограничный конфликт между СССР и Китаем на острове Даманском.

– Одна из ваших дисциплин называется «PR в религиозных отношениях». А разве можно религию «пиарить»?

– Я буду впервые читать этот курс в следующем семестре. Сейчас пока только изучаю теоретические аспекты этой проблематики. PR в религиозных отношениях – это про религиозные социальные коммуникации, взаимодействие религиозных организаций и общества, органов власти. Сейчас читаю религиоведам такую дисциплину, как «Религия и СМИ». Очень интересно изучать, как происходит процесс медиатизации религии, много нового узнала для себя при освоении этого курса. Честно скажу: мне не стыдно сказать студентам, что я чего-то не знаю, услышать от них что-то новое. Мы это обсуждаем, и я с удовольствием у них учусь – не только они у меня. Вообще, я люблю молодежь, потому что когда с ней общаешься, то и сам становишься моложе.

– Ваш профессиональный интерес – социальная безопасность.

– Я считаю, что проблемы социальной безопасности всегда актуальны, и они не должны оставаться в тени. В современных реалиях это особенно актуально. Мы рассматриваем множество различных концепций безопасности, потому что современные реалии уже не укладываются в те классические парадигмы, которые существуют: новые угрозы, а значит, новые способы их преодоления. Новые вызовы возникают ежедневно, что отражается в Стратегии национальной безопасности РФ. И кстати, несмотря на наличие разных угроз и рисков, студентов больше всего волнует тема экологической безопасности. Они всегда охотно делают презентации, готовят доклады на тему экологических организаций и движений. Молодежь в плане экологии очень подкована: если спросишь у человека 50+, разделяет ли он мусор, то с большей вероятностью он ответит, что нет. А студенты, надо отметить, знают, куда сдавать батарейки, бумагу, какие виды пластика возможно переработать и так далее.

– Вы специалист и по семейной конфликтологии. Интересно, как изменился семейный институт за последние 20 лет?

– Любовь, взаимопонимание, поддержка, конечно, неизменны. Категоричные взгляды молодого поколения, разговоры о том, что сначала нужно объехать весь мир, заработать на квартиру и только потом задуматься о ребенке, ушли на второй план. Внутри семьи те же конфликты, они не меняются. Измена – одна из частых проблем, а за ней – недопонимание, недоговоренность, материальные трудности. Или конфликты из-за вопросов воспитания детей: возникают между родителями по поводу того, что должен делать ребенок, а что не должен. Часто взгляды на воспитание детей не совпадают. Детско-родительские конфликты те же, особенно в подростковом возрасте. К слову, хоть и ситуация с количеством детей в семьях изменилась: их стало меньше, чем 40 лет назад, но кажется, что государственная программа по поддержке семьи все же работает. Репродуктивные установки хоть и медленно, но меняются, – многие молодые люди планируют иметь двух и более детей.

– В чем суть именно современной социологии и чем она отличается от классической?

– Современные социологические теории, в отличие от классических, значительно расширяют эту научную область. Многих современных социологов можно уже считать классиками. Так, концепция жизненных сил Святослава Ивановича Григорьева в конце XX века была инновационной теорией, а сейчас многие считают ее классикой. Современную социологию отличает множество разнообразных теоретических подходов и методов исследования. Например, символический интеракционизм, акцентирующий внимание на взаимодействиях между людьми, теория конструктивизма, определяющая активную роль субъектов в создании и развитии социальных конструктов, социальных норм. Сегодня перед социологами стоит множество проблем, в частности: изучение особенностей протекания социальных процессов в условиях информационного общества, научно обоснованный прогноз дальнейшего развития общества, рекомендации по эффективному управлению социальными процессами.

Новая классика

Так, концепция жизненных сил Святослава Ивановича Григорьева в конце XX века была инновационной теорией, а сейчас многие считают ее классикой.

Ольга КОВБЕНЧУК
Фото Дмитрия ГЕРАЙКИНА 

83 просмотров

Related posts

Решено не судом – сердцем

«Но мы же не будем стоять с ружьем и не пускать туристов?!»

Языковой мост