Перед открытием V международного форума «Алтай – Азия – 2022: евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики» ведущие эксперты форума ответили на вопросы «ЗН».
Исторически значимо
Заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Е. М. Горожанкина, отвечая на вопрос о том, насколько актуален азиатский вектор сотрудничества, который вынесен в название форума, отметила:
– В нынешней геополитической ситуации азиатское направление для нас важно, оно было важно исторически – наши российские вузы много лет сотрудничают с университетами азиатских стран.
Такие площадки, как международный форум «Алтай – Азия», который проходит на Алтае, очень нужны. Они позволяют вузам обменяться мнениями, тенденциями, обсудить проблемы и найти их решения. Вместе мы должны преодолеть новые вызовы и реализовать новые программы во благо экономик всех стран. Вузовская наука является тем началом, которое объединяет общество. И наша роль заключается в том, чтобы поддержать эти направления. И именно межвузовское сотрудничество в части науки сейчас очень важно и актуально и набирает большие темпы. Наши вузы достаточно креативны в этом плане, они находят такие необыкновенные формы сотрудничества, что дает энергию для развития новых проектов.
К формату b2b2c готов
Ректор Тольяттинского госуниверситета М. М. Криштал рассказал о впечатлениях от форума, теме своего доклада и планах ТГУ в составе ассоциации:
– Понятие «Европа» достаточно абстрактно. Оказывается, граница между Европой и Азией в разное время определялась по-разному: ее проводили то по Дону, то по Волге, то по Уральскому хребту. Любопытно такое утверждение: «Европы нет, есть Европейский полуостров на Азиатском континенте». И все-таки деление идет скорее по менталитету. И нам менталитет Ассоциации азиатских университетов ближе. Это атмосфера партнерства, культура традиционных ценностей, взаимное уважение.
Он рассказал, что в 2014 году Тольяттинский госуниверситет работал на региональный рынок образования. Тогда в ТГУ училось около 200 иностранных студентов, остальные были в основном из Самарской области. А проект «Росдистант» вывел тольяттинский вуз на международный русскоязычный рынок: 2500 студентов из 26 стран, обучающихся онлайн. Сегодня университет готов к взаимодействию в формате b2b2c.
– Я выступал с докладом о дистанционной интеграции и развитии экспорта образовательных услуг, потому что у нас есть опыт, который можно перенять другим вузам. Деньги в проект «Росдистант» мы инвестировали сами. Через год вышли на самоокупаемость, через два – на возврат инвестиций в проект. Через пять – окупили всю цифровизацию. Наш пример показывает, что вуз, изначально не имея больших средств, может реализовать самостоятельно крупный проект и выйти на федеральный и международный уровень. За пять лет мы сделали 1670 своих курсов, которые интегрированы более чем в 60 образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Сейчас мы запустили новый проект «Росдистант 2.0» по выводу онлайн-программ высшего образования на англоязычный рынок стран азиатского региона, – подчеркнул ректор ТГУ.
Это и мотивировало ТГУ подать заявление на вступление в Ассоциацию азиатских университетов, где вуз сможет найти партнеров и единомышленников.
Время альянсов
Проректор по международной деятельности РУДН Л. И. Ефремова сказала:
– Если говорить о РУДН, то мы выступаем интегратором того, что по отдельности в нынешних условиях ни один российский университет не сможет далеко продвинуться. Поэтому мы предлагаем объединить усилия, развивать межвузовский потенциал в вопросах цифровизации образовательных программ. Сегодняшняя задача форума — как раз показать консолидированную позицию российских университетов по продвижению на евразийском пространстве.
Символично, что в день открытия на Алтае форума «Алтай – Азия» в Самарканде проходит саммит глав государств, посвященный Шанхайской организации сотрудничества. Я думаю, на саммите обсудят и роль Университета ШОС, о котором мы сегодня тоже будем говорить. Сейчас время взвешенных, продуманных альянсов. Только обладая определенным научным образовательным потенциалом, мы можем продвинуть свои интересы. Это могут быть совместные образовательные программы, научные и образовательные летние школы, совместные экспедиции. Практикой таких удачных совместных проектов может поделиться АлтГУ.
Борьба за лидерство
Проректор НИУ «Высшая школа экономики» И. В. Простаков отметил новые условиях борьбы вузов:
– Мы действительно переживаем очень сложный переломный момент. Те тенденции и тренды, которые существовали до пандемии, меняются. Существующее в научной сфере глобальное лидерство преимущественно западных университетов – США и Европы – утрачивается. Мы видим, что в последнее время укрепились позиции ряда азиатских университетов. При этом Китай раньше, чем Россия, постепенно стал выключаться из взаимодействия с Западом, в первую очередь с американскими университетами. Сейчас подобные исключения происходят по отношению к РФ, в этих условиях рынок науки и образования будет претерпевать серьезные изменения. Поэтому взаимодействие России с азиатскими партнерами приобретает особое значение, – подчеркнул эксперт.
По его мнению, вскоре мы будем переживать смену лидерства и, возможно, не будем больше говорить о глобальном лидерстве – скорее региональном. Поэтому сотрудничество российских университетов с азиатскими приобретает все большее значение. И в перспективе евразийский регион сможет стать мировым лидером. Еще И. В. Простаков наметил перспективы сотрудничества университета ВШЭ и АлтГУ.
Цифровизация на ура
И. Г. Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты», заметила:
– С учетом современных вызовов, связанных с цифровизацией, пандемией, политической ситуацией, мы видим повышенный интерес со стороны азиатских стран к российскому образованию.
Качественные изменения, которые сейчас происходят в нем, мы не наблюдаем ни в одной образовательной системе мира. И мы это фиксируем – по интересу к нам абитуриентов, по разнообразию и диверсификации образовательных программ, стыковке этих программ, индивидуализации, цифровизации. То есть с точки зрения цифровизации наша система образования сейчас не просто сопоставима, а в некоторых случаях даже превосходит зарубежные системы образования.И так удивительно совпало, что сегодня, в день открытия «Алтай – Азии – 2022», стартует новый этап Олимпиады Open Doors. Это международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты», которая объединяет 21 ведущий вуз нашей страны в федеральный проект «Международная олимпиада для магистров и аспирантов». И мы приглашаем всех желающих пройти сложные интеллектуальные испытания и поступить в ведущие российские университеты.
Азия популярна
Постоянный эксперт международного форума «Алтай – Азия», президент Ассоциации азиатских университетов, ректор Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына К. Ж. Садыков подчеркнул: последние геополитические и социальные изменения показали, что формирование новых научных идеологических принципов единства требуют объединения научных сил внутри университетов Центральной Азии.
– Сейчас стало понятно, что такие объединения, как Ассоциация азиатских университетов, набирают все большую популярность. Создание более широкого, единого образовательного пространства в Азии, включая Алтай и север России, необходимо для студентов, поскольку именно на этой территории располагаются крупные университеты, готовые к развитию и поддержке инициатив. Кроме того, мы уже отслеживаем тенденцию изменения выбора студентов в пользу более конкретных направлений подготовки, как, например, химия или экология, – заметил К. Ж. Садыков.
Он также рассказал, что ассоциация расширяет сферу международного влияния и с каждым годом участников становится все больше.
Интегрируются все
Президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Южного федерального округа М. А. Боровская рассказала об актуальности темы своего доклада «Инструменты интеграции вузов России в академическое пространство Евразии: опыт и новые возможности»:
– Я хочу поделиться теми инструментами, которые, на мой взгляд, будут востребованы в современных условиях образования. Мне кажется, что есть целый ряд возможностей, которые не до конца использованы. Например, проект зеркальных лабораторий, в котором поддерживается и наука, и образование. Мы очень надеемся, что тот опыт, который сложился на юге России в части продвижения этих инструментов, удастся эффективно использовать и в других регионах. Это центры коллективного пользования – совместное использование лаборатории и высокотехнологичного оборудования, материалов и доступ к данным анализа результатов исследования. Рассчитываем на то, что тема будет интересна коллегам из других вузов.
Спикер упомянула о том, что Южный федеральный университет настроен на плодотворное сотрудничество с АлтГУ в рамках программы «Приоритет-2030»:
– Мы планируем расширять сотрудничество с АлтГУ в контексте развития агроклиматологии и аграрных территорий. У нашего вуза есть методики, которые могут быть предметом общей базы, а также есть мониторинги и наблюдения, которыми мы тоже готовы делиться.
Подводя итог, М. А. Боровская подчеркнула важность этого мероприятия:
– «Алтай – Азия» – площадка, где мы с коллегами из разных университетов можем обменяться опытом. Тут можно увидеть те актуальные идеи и решения, которые поддерживаются в образовательной среде. Форум прекрасно справляется с этой задачей.
Разворот на СНГ
Советник министра науки и высшего образования РФ Е. В. Тумакова поделилась экспертным мнением о том, как страны СНГ могут дать российским студентам возможность получить новый академический опыт.
– Я бы хотела сориентировать молодежь на то, чтобы она обратила свое внимание на страны СНГ: там множество образовательных возможностей. Зачастую мы даже не представляем, каким научным потенциалом обладают центральноазиатские вузы. Хочу отметить: в славянских университетах образование осуществляется на русском языке, по российским стандартам. Поэтому, я думаю, если бы студенты уезжали туда учиться на семестр, то это бы способствовало развитию более партнерских отношений не только между самими вузами, но и между странами. Хотелось бы, чтобы студенты развернулись в сторону СНГ, – высказала пожелание советник министра.
Она заметила, что введение санкций напрямую повлияло на образование российских студентов, которые учились в других странах:
– После введения санкций за рубежом остались российские студенты, которые обучались в Польше, Чехии, Великобритании, США и на Украине. Свыше 3 000 тысяч ребят пожелали покинуть те страны, чтобы перевестись в российские вузы. Причем, замечу, они сами указывали те университеты, в которых хотят учиться. Их перевели на бюджетные места с полным возмещением затрат на обучение: 1 548 из них уже поступили. Это один из актуальных вызовов, на которые мы должны дать решительный ответ, в том числе и в рамках форума.
Алина Фоменко,
Полина Шевчукова,
Александра СМОЛЯНИНОВА