В конце мая в группе «ЗН» проводился опрос, на чем студенты и преподаватели добираются до вуза. Как выяснилось, большинство ездит на автобусе или ходит пешком. Но кто-то выбирает самокат или велосипед – как главный специалист по соцсетям АлтГУ Никита Кихтев. До университета он добирается на необычном велосипеде: без тормозов! «Разве такое бывает?!» – спросите вы.
Вот что рассказывает сам велосипедист.
– Никита, что это за велосипед такой?
– Это велосипед с фиксированной передачей (fixed gear). У него нет свободного хода: педали крутятся вместе с колесами – постоянно. И если на обычных городских велосипедах можно затормозить, потянув педали назад, то фикс просто замедлит ход.
– И как останавливаться на фиксе?
– Есть несколько способов затормозить. Первый – скид: когда резко тянешь педали назад. Колесо блокируется, велосипед скользит, а ты рулем контролируешь траекторию движения. Второй – действия почти те же, но нужно приподнять заднее колесо во время рывка. Третий – замедление вращения педалей.
Нужно просто плавно оттягивать педали назад во время езды. Четвертый – ручные тормоза, которые можно закрепить на руле. Я чаще всего использую первый и третий способы.
– Я так понимаю, на этом велосипеде можно сильно разогнаться, раз педали крутятся постоянно. Какую максимальную скорость ты развивал?
– Есть умельцы, которые разгоняются до 70 км/ч, а может, и выше. Но я набирал более 40 км/ч, когда двигался по проспекту Калинина. Вообще стараюсь ездить тихо. Надо сказать, это самый небезопасный велосипед, на которым я когда-либо ездил. Необходимо сконцентрироваться на дороге, следить за каждой деталью вокруг, чтобы не попасть в беду. То есть находиться прямо здесь и прямо сейчас.
– Чем он опасен?
– По тротуару на таком транспорте кататься неудобно и небезопасно: резких тормозов нет. Пешеходы же непредсказуемы, можно и наехать на кого-нибудь. Еще на тротуаре – плитка. Передвигаться по ней на тонких колесах (а они у моего фикса именно такие) некомфортно. Наиболее безопасное решение: контролировать дорожную ситуацию, двигаться в потоке машин, а главное – соблюдать ПДД.
– Тебе часто сигналят водители?
– Бывает. Чаще всего это водители автобусов или маршруток, они наиболее агрессивные. Сами постоянно торопятся и велосипедистов подгоняют.
– Какой велосипед выбрать?
– Я катаюсь на велосипеде с трех лет, за это время попробовал все виды, начиная от детского трехколесного и заканчивая горным и фиксом. Городской велосипед с несколькими скоростями подойдет для тех, кто любит ездить расслабленно. А фикс – для тех, кто желает двигаться быстро.
– На какие максимальные расстояния ты уезжал?
– Недавно ездил из Барнаула в родной город Заринск: вышло примерно 130 километров. Не могу сказать, что это было легко, но и трудно не было. Поездка заняла больше шести часов, учитывая все остановки на отдых, фотографирование пейзажей (очень красиво!) и перекусы. Ехал вечером, поэтому машин было не очень много. Эта тишина расслабляла, и я получал удовольствие от каждого пройденного километра пути. Уже возле дома меня посетила мысль, что я наконец выполнил свою давнюю мечту: доехал до любимого города! Обязательно повторю этот опыт и даже приумножу его. Следующая цель – Новосибирск.
– Как ты выбрал фикс?
– В 2020 году я решил заменить свой старенький десятилетний велосипед на новый. Нашел в интернете необычные модели: агрессивный вид, стиль, минимализм. Но в наших магазинах фиксы не продают, а если и продают, то плохого качества. Поэтому я решил накопить деньги и заказать велосипед с onlyfix.ru.
– Во сколько он обошелся?
– Примерно в 40 тыс. рублей (на 2021 год).
– Не жалеешь?
– Конечно нет! Я не испытывал таких ощущений ни на одном из велосипедов. Каждая поездка – это и удовольствие, и адреналин. Плюс его легко обслуживать: смазал цепь да подтянул узлы.
– Правда, что такой велосипед можно собрать и самому?
– Да. Культура fixed gear пришла в Россию в начале нулевых. Укоренилась среди хипстеров. Фикс – это про самовыражение. Ты можешь собрать этот велосипед из абсолютно любых деталей. Купить втулки на колеса розового цвета, а руль – зеленого или, наоборот, сделать велосипед монохромным черным, как у меня. Самое дорогое в составе – рама. А износостойкое – ты.
– А какой у велосипедистов рацион?
– Велосипедисты берут с собой чаще всего злаковые или протеиновые батончики, бананы (они быстро насыщают углеводами) и воду, естественно. Истощать организм во время тренировки нельзя, иначе может случиться «голодная яма». Организм обессилен, и крутить педали становится слишком трудно.
Александра СМОЛЯНИНОВА
Напиши Никите!
Дорогой абитуриент, напоминаем: узнать все о жизни в АлтГУ ты можешь как в газете «За науку», так и в наших социальных сетях или на сайте.
Есть вопросы или хочешь рассказать о себе и своих увлечениях?
Пиши Никите Кихтеву: vk.com/altsu_official.