В Алтайском государственном университете реализуются проекты при поддержке фонда Владимира Потанина. Один из таких – проект под руководством преподавателя кафедры теоретической кибернетики и прикладной математики О. С. Кротовой. Вместе с другими преподавателями АлтГУ она разработала цикл дисциплин, благодаря которым магистранты уже с первого курса смогут приобрести востребованные IT-навыки.
В разработку проекта включился Институт математики и информационных технологий в лице кандидата медицинских наук Алексея Пиянзина, а также Институт биологии и биотехнологий в лице Алексея Ваганова и Евгения Давыдова. Чтобы создать качественный образовательный продукт, подчеркивает Ольга Сергеевна, нужна коллаборация. Она отмечает:
– В разработке участвовали специалисты-математики, биологи и медики, поэтому дисциплины будут особенно интересны для заинтересованного в теме слушателя. В рамках освоения дисциплин студентам предстоит решать реальные задачи с использованием настоящих медицинских и биологических данных: прогнозировать течение заболеваний, определять ареалы обитания биологических видов, классифицировать биологические объекты и анализировать последовательности ДНК.
Цикл состоит из трех дисциплин: «Python для научных исследований и моделирования сложных систем», «Модели популяционно-генетических процессов», «Наука о данных в биологии и медицине». По мнению эксперта, освоение слушателями цикла дисциплин позволит сформировать глубокое понимание теоретических аспектов IT-отрасли, а также приобрести навыки в области программирования, математического моделирования, обработки и анализа больших данных и пр. Дисциплины актуальны еще и потому, что повсеместная цифровизация – внедрение современных цифровых технологий в разные сферы жизни – требует подготовки специалистов нового уровня, владеющих как своей, предметной областью, так и новыми цифровыми инструментами.
– Я сама занимаюсь научными исследованиями, связанными с анализом медицинских и биологических данных, общаюсь с медиками, биологами. У них множество интересных, актуальных и сложных задач, которые можно решить с помощью технологий анализа данных и искусственного интеллекта. К тому же эти задачи носят прикладной характер, то есть их решение – это решение какой-то реальной, важной проблемы, – уверена О. С. Кротова.
Дисциплины имеют модульную структуру, что позволяет регулировать учебную нагрузку в зависимости от того, в какую образовательную программу они будут встроены. Более того, эти дисциплины могут быть и самостоятельными: использоваться в качестве программ ДПО.
Полина ШЕВЧУКОВА