Пять вопросов

Как объединить Евразию

Этим летом, с 17 по 20 июля, на базе Алтайского госуниверситета проходил международный экспертный форум «Славяно-тюркский мир на пространстве Большого Алтая: история и современность». Среди экспертов форума – редактор-обозреватель ИА «Sputnik Кыргызстан» – Представительство МИА «Россия сегодня» в КР Таалайбек Ороскулов. В эксклюзивном интервью «ЗН» он рассказал, какие угрозы стоят перед Евразией и что делать нам, жителям постсоветского пространства, чтобы противостоять нападкам «коллективного Запада».

Таалайбек Ороскулов – участник дискуссионной площадки «История славянских и тюркских народов в медиапространстве Большого Алтая и Центральной Азии». Среди проблем, обсуждаемых экспертами: формирование киргизской медиакультуры под влиянием российских деятелей культуры, исторические и культурные аспекты и ценности в визуальных образах Большого Алтая, критическое осмысление медиаконтента религиозной тематики, праздники тюркских народов в дискурсе средств массовой информации России и другие. Подробная информация – на сайте НОЦ «Большой Алтай».

Таалайбек Ороскулов уже больше пяти лет работает с проектом «Большой Алтай». Одна из ключевых угроз для Евразии, по его мнению, заключается в деструктивной деятельности Запада, прежде всего в информационной пропаганде, существенно подрывающей основы мирного сосуществования народов на евразийском континенте, а также вносящей между ними раздор.

– Таалайбек, давайте начнем интервью с такого вопроса: Большой Алтай – научная метафора или нечто большее?

– Мы видим, что мир очень нестабилен, то, что вчера еще казалось невозможным, сегодня уже возможно – кто думал о покушении на Трампа? А оно произошло. И подобных жестких событий нас ждет еще много. Мир меняется на глазах – идет переформатирование существующей системы, идет борьба за ресурсы. В таких условиях жителям Евразии жизненно важно выработать общую стратегию, определить общие задачи и цели, чтобы объективно реагировать на геополитические угрозы и вызовы. В одиночку мы просто проиграем в этой войне, которую нам объявили мировые элиты. Они пытаются нас разделить по национальному, религиозному и другим признакам, натравить друг на друга. И, отвечая на ваш вопрос, скажу так: Большой Алтай – это не просто территория, на которой мы все сосуществуем. Это еще и общие традиции, и ценности: взаимоуважение, справедливость, дружба и готовность прийти на помощь друг другу. В суровых условиях кочевой жизни именно эти вещи позволяли выживать. И эти ценности просты и понятны всем на континенте, и тут нет привязки ни к религии, ни к этносу, ни к территории. Я убежден, что именно эти основы могут стать нашим ответом на идеологию, которую продвигают нам заокеанские «партнеры». Так мы сможем противостоять коллективному Западу. Иными словами, идея единого Большого Алтая может из сугубо научной переродиться в идеологическую для социума базу. Поэтому сегодня понятие Большого Алтая – нечто большее, чем просто метафора, это понятие, которое может нас спасти от физического уничтожения.

– А как выиграть, если говорить конкретно?

– Сегодня в Евразии нет одной идеи, которая бы устроила всех: и русского, и казаха, и монгола, и чеченца. Да, предлагаются много концепций, такие как «русский мир», «тюркский мир» или христианский с мусульманским. Также есть идея о евразийском единстве. Но и она по разным причинам не находит широкого отклика в массах. Я думаю, что это происходит из-за того, что во всех этих концепциях нет доминантного исторического компонента. Вот именно этот компонент нужно найти и создать из него фундамент для подлинного евразийства. Вспомним: у Льва Гумилева, автора пассионарной теории этногенеза, в общем-то все уже было описано. Он в своих трудах собрал и осмыслил то, что народы Евразии переживали веками. То есть нам сегодня нужно воспользоваться опытом наших предков и учиться на их ошибках. А кто жил на пространствах Евразии? Ну, конечно, кочевники и лесные народы, которые на протяжении тысячелетий учились сосуществовать, создавали цивилизации. Арии, скифы, гунны, тюрки, славяне, монголы и так далее. И я думаю, что наша уникальность в том, что мы, хоть и разные, но едины в одном: в желании жить в справедливом обществе. Конечно, это просто моя мысль, и она требует глубокого изучения, проработки учеными, философами, чтобы потом ее можно было вынести в общественный дискурс.

– Какие риски сегодня стоят перед жителями территории Большого Алтая?

– Прежде всего информационные, и о них я говорю в своем докладе «Анализ современного медиапространства стран Центральной Азии в России в контексте взаимодействия славянских и тюркских народов». Например, медиапространство Кыргызстана, если сравнивать его с Узбекистаном или Таджикистаном, более пестрое, не такое однозначное и сильнее подвержено влиянию Запада. Анализ также показывает, что масс-медиа у нас очень неоднородны и они по-разному, в зависимости от множества факторов, преподносят одни и те же исторические события. А это напрямую влияет на отношения между странами вплоть до разжигания межэтнических конфликтов. Все это результат работы наших западных «партнеров», которые всегда руководствовались принципом divide et impera: разделяй и властвуй. Они пытаются переписать нашу общую историю и делают это весьма успешно, особенно активно обрабатывая молодое поколение. Поэтому нам необходимо выработать формулу, которая позволит не только нивелировать деструктивные усилия англосаксонского мира, но и повернуть все в позитивное русло.

– Обострение межэтнических проблем – это следствие распада СССР?

– Безусловно. После развала Советского Союза мы все разбежались по национальным квартирам, и вопрос сегодня в том, как мы будем к этим межэтническим проблемам относиться. Можем играть роль гордого одиночки, а можем выйти в поле и найти то, что нас всех объединяет. А общих точек соприкосновения у нас – великое множество. Одна общая идея может дать толчок той интеграции, которая проходит на евразийском континенте. Да, мы наконец поняли, что лучше торговать и развивать экономику вместе. Но этого в нынешних условиях уже мало: если мы, когда идет передел мира, будем разрознены, то нас по одиночке сломают, как в той притче про веник и трех братьев.

– Чем уникальны такие научно-образовательные центры, как НОЦ «Большой Алтай»?

– НОЦ «Большой Алтай» на данный момент единственный научно-образовательный центр не только в России, но и во всем СНГ, который действительно позволяет не только изучать историю тюркских народов, но и может стать научной основой для объединения славяно-тюркского мира. В Алтайский госуниверситет приезжают историки и ученые с мировым именем, и все они понимают, как важно выводить дискуссии подобного рода на общественный уровень, чтобы и сами эксперты, и, самое главное, обыватели понимали: сегодня без единения на пространстве Евразии выжить невозможно.

Аркадий ШАБАЛИН
Фото Никиты КИХТЕВА

375 просмотров