В России 1 ноября отмечается День менеджера. В честь этого гостем номера стала Оксана Юрьевна Рудакова, к. э. н., заведующая кафедрой менеджмента, организации бизнеса и инноваций АлтГУ. «ЗН» поговорила с ней о том, что вообще такое менеджмент, кого можно назвать выдающимися менеджерами и в чем заключается «русский стиль» управления.
– Оксана Юрьевна, начнем с такого делового вопроса: что такое менеджмент и какую роль он играет в экономической науке?
– О менеджменте как о науке начали говорить в XX веке. Это относительно молодое научное направление, которое появилось как ответ на то, что организации, которыми нужно было управлять, стали еще более сложными: больше людей – больше задач. Причина в промышленной революции конца XIX – начала XX века, в развитии капиталистической системы хозяйствования. Первый же научный труд по менеджменту связывают с именем основателя школы научного управления Фредериком Уинслоу Тейлором, он называется «Принципы научного управления» (1911 г.).
Дальнейшее развитие менеджмента происходило в рамках следующих школ: научного управления, административного управления, школы человеческих отношений, поведенческой школы, количественной школы. Например, школа научного управления, основал которую Тейлор, предложила принципы научной организации труда, это комплексность, системность, регламентация, специализация, стабильность и целенаправленное творчество. Школа административного управления рассмотрела управление как процесс и разделила его на пять функций (предвидение, планирование, организация, координация и контроль), предложила 14 принципов управления как правил поведения руководства в любой ситуации. Школа человеческих отношений в 1930-е годы привлекла внимание к человеку внутри организации как основному ресурсу и фактору ее успешности. Поведенческая школа сосредоточилась на организации эффективного взаимодействия людей как участников производственного процесса.
Количественная школа предложила использовать математические инструменты и модели, а также количественные измерения для оценки эффективности работы сотрудников и применяемых технологий.
Сегодня менеджмент – это и наука со своими инструментами и методами, и искусство, которое становится таковым благодаря людям, имеющим управленческий талант. Это принятие решений и ответственность за них. В числе известных талантливых управленцев можно назвать Генри Форда, Тайити Оно, Илона Маска, Владимира Потанина, Сергея Галицкого.
– Вы специалист по антикризисному управлению, расскажите, чем оно отличается от обычного управления и где оно применяется. О каких кризисах идет речь?
В России об антикризисном управлении заговорили с 1991 года, когда произошел переход к рыночной экономике и появился первый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1992 г., предназначенный для того, чтобы оздоравливать экономику страны, избавляя от неэффективных компаний. До настоящего времени антикризисное управление продолжают рассматривать в контексте проведения процедур банкротства. Теперь процедуры банкротства применяются в отношении не только юридических, но и физических лиц, помогая им в реструктуризации накопившейся задолженности.
Вообще, антикризисное управление предполагает работу с организационными кризисами, которые уже возникли, которые только прогнозируются или которые организация проживает в настоящем времени. Кризисы могут касаться финансов организации, ее деловой репутации, персонала, процессов управления, технологий и прочего. Они всегда исследуются с позиций противоречий и проблем, факторов, влияющих на их протекание, и причин, по которым они начались. Кризисы имеют разную продолжительность и разные последствия. Одни кризисы для организаций становятся точкой последующего развития, другие провоцируют разрушение и большие затраты. Например, одна из российских коммерческих компаний, успешно переживших кризис, – «Коркунов». В августе 1998-го, когда в стране случился дефолт, эта кондитерская фабрика осуществляла строительство производственных цехов и административных корпусов. Возникла проблема с иностранным инвестором, прекратившим финансирование строительства. У компании было два возможных решения: продать то, что есть, прекратить строительство и завершить бизнес либо продолжить начатое, найти нового инвестора и все средства направить на завершение строительных работ. Руководство компании выбрало второй вариант – инвестор был найден, производственные линии были запущены, ставка была сделана на качество продукции и ее продвижение. И уже в 1999 году конфеты «Коркунов» появились в магазинах и нашли своего покупателя. Кризис может стать и фактором развития новых сфер бизнеса. Например, в России во время пандемии COVID-19, стали активно развиваться сервисы по быстрой доставке продуктов питания и готовой еды, которые появлялись как самостоятельный бизнес: «Самокат», «Яндекс. Еда». А в уже существующих супермаркетах «Магнит», «Перекресток», Metro и других появилась соответствующая услуга доставки.
– Помимо прочего, вы занимаетесь финансовым оздоровлением организаций. Какие экономические инструменты применимы для финансового оздоровления организации во время кризиса?
– В двух словах ответить на этот вопрос достаточно сложно. Любой грамотный и ответственный управленец понимает, что такое кризис, умеет его прогнозировать, им управлять. Именно поэтому, даже если прогнозируется кризис на уровне отрасли, региона или страны, каждый управленец понимает, как этот кризис скажется на его организации. Для финансового здоровья организации требуется эффективное управление финансовыми ресурсами: планирование бюджета организации и любого проекта, который она планирует реализовать, умение распоряжаться финансовыми потоками и анализировать их результаты, умение прогнозировать ситуацию на рынке, создавать и поддерживать деловую репутацию компании и многое другое. Замечу: попадая в ситуацию «финансового нездоровья» или «финансового кризиса», когда накоплены большие долги, с которыми невозможно рассчитаться, и нужно увольнять сотрудников, когда нет финансовой возможности вкладывать в инновации для того, чтобы выиграть конкурентную борьбу на рынке, компания теряет доход, прибыль, деловую репутацию и, главное, клиентов. Поэтому гораздо дешевле предотвратить кризис, применив инструменты финансового оздоровления раньше, чем он наступит. Образно говоря, лучше построить дамбу и предотвратить наводнение, чем ликвидировать последствия этого наводнения.
– В России двоякое отношение к менеджерам: одни понимают, что это профессия – нужная и ей нужно учиться. Другие же, напротив, уверенны, что можно прийти в профессию без опыта и начать управлять «с ходу».
– Мое мнение – учиться нужно постоянно, даже если ты уже в профессии. Учиться можно, как повышая квалификацию в вузе, так и решая те задачи, которые никогда не решал, на практике. Желательно накапливать информацию и управленческий опыт. И еще один важный момент: если человек умеет управлять собой, своим временем, эмоциями, словами и финансами, если он не боится принимать решения не только для удовлетворения собственных интересов, но и интересов людей, которые находятся в его подчинении, несет за них ответственность, то у него все шансы стать хорошим менеджером. Например, Генри Форд сконструировал свой первый автомобиль в 16 лет, а бизнес открыл в 40. Причем высшего образования он не имел, и сложно сказать, как сложился бы его профессиональный путь в противном случаем. Так же, как и Стив Джобс, основатель компании Apple, бросил колледж и пошел работать в различные компании, преодолевая трудности и увлеченно занимаясь делом, которое ему нравится. Ясно одно: оба учились, учились постоянно, получали новые знания и опыт.
– Как и в любой профессии, о менеджменте существуют мифы и стереотипы. Давайте развенчаем самые известные.
– Стереотипы – очень субъективная вещь, они развенчиваются личным практическим опытом. А личный опыт не может быть у всех одинаковым, поэтому по поводу стереотипов мне сказать нечего. Скажу о мифах, с которыми сталкивалась и которые считаю наиболее распространенными. Первый, что профессия «менеджер» в современной практике ассоциируется с такими специалистами, как менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами. Это совсем не так. Если рынок труда предлагает в большинстве своем именно вакансию менеджера по продажам или менеджера по работе с клиентами, то это не означает, что в рамках выполнения должностных обязанностей эти менеджеры выполняют все управленческие функции, включая организацию и мотивацию, имеют штат сотрудников, деятельностью которых могут управлять. Второй миф: менеджер – это администратор. Это в корне не о менеджменте. Администрирование подразумевает в большей степени контроль, ограничивая базовые управленческие функции и связанные с ними обязанности: планирование, организацию и мотивацию. Без планирования деятельности, процессов и ресурсов, без организации работы сотрудников и без качественной их мотивации невозможно сохранить организацию надолго и поддерживать ее успешность. Это забота именно менеджера.
– Если говорить о стилях менеджмента, существует ли «русский стиль» управления или эта профессия целиком основана на западной традиции?
– Любое научное направление адаптируется к культуре той страны, где его инструменты находят практическое применение. Поэтому менеджмент в России – симбиоз стилей и практик управления, выбираемых отдельными руководителями организаций и собственниками бизнеса. На мой взгляд, стиль работы менеджера неотделим от его личности, убеждений и ценностей. Стиль – это то, что формируется лично тобой как руководителем и корпоративной средой, частью которой ты становишься и на которую оказываешь влияние, а также самой отраслью, к которой принадлежит организация. Радует то, что сейчас управленцы стараются обмениваться опытом и поддерживать друг друга, а также создавать и тиражировать свои практики. Хотя большая часть экспертов настаивает на том, что для российского менеджмента характерен высокий уровень авторитарности, как показывает практика, это не всегда и не везде так. Например, стиль менеджмента в организациях сферы государственного и муниципального управления – более авторитарный, что объясняется жесткой регламентацией задач, которые приходиться выполнять. В коммерческих организациях, особенно IT и проектной сферы, стиль управления более гибкий, что определено объемом творческих проектов, уровнем инновационного развития самой сферы IT. В банковской среде стиль управления больше авторитарный, дисциплина более жесткая и высокий уровень ответственности, однако в отдельных проектных группах может присутствовать более гибкая управленческая среда, подходящая для создания и реализации инновационных проектов.
Мнение
– Какими качествами должен обладать менеджер XXI века?
– Назову самые важные. Прежде всего это гибкость ума и открытость к инновациям. Ответственность. Умение принимать решения. Стратегическое мышление. Лидерство. Умение работать в команде, вдохновлять, поддерживать.
Мстислав ВЯЗАНЦЕВ